10.11.2012

Математика и литература: единство и борьба противоположностей


Современный мир неожиданно обнаружил, что математика уверенно расположилась в самых разных его частях и уголках.
В. Успенский, "Математика в современном мире"

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
К.Паустовский.

Традиционно существует взаимное неприятие филологами («лириками») формальных математических методов, а математиками – поэтических и образных «красивостей». Однако в последнее время это взаимное неприятие сглаживается, появляется все больше попыток «алгеброй гармонию проверить» и выявить гуманитарный компонент так называемого «точного» знания.
Прежде всего, разберёмся со смыслом самих названий наук – филология и математика. Все мы давно привыкли, что окончание «логия» означает «наука»: АРХЕОЛОГИЯ – наука о древности, ГЕОЛОГИЯ – наука о Земле…

Как в эту схему укладывается ФИЛОЛОГИЯ? Наука о любви? Отнюдь нет! Дело в том, что греческое слово ЛОГОС имеет два значения – ЗНАНИЕ и СЛОВО. Если в приведенных названиях наук (и других) используется первое значение (знание, наука) то в слове ФИЛОЛОГИЯ – используется второе, и само название науки означает «любовь к слову».

Теперь о МАТЕМАТИКЕ. Мы все так привыкли, что это слово объединяет много знакомых (арифметика, геометрия и т.д.) и мало знакомых наук (топология, вариационное исчисление и т.д.), что не задумываемся о происхождении этого слова. А если заглянуть в словарь, то с удивлением выясним, что mathema означает опять же познание, наука. И это вполне объяснимо, так как в Древней Греции точное знание, познание, прежде всего, было связано с количественными оценками, с математикой.
Таким образом, даже в названии этих вроде бы противоположных наук заложено их единство и общая цель – познание! Это отражает и более общее положение: познание едино, его разбиение на отдельные специализированные науки удобно для развития исследований в узких областях, в отдельных направлениях, но вредит образованию. («Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння»», К. Прутков).
Развитие математики в современном мире, в первую очередь, связано с прогрессом вычислительной техники. Благодаря точности, логичности математические законы удобны в обращении, предоставляют больше возможностей в процессе развития науки и техники.
Но современная математика ставит и решает задачи, немыслимые в «докомпьютерном» прошлом. Она предлагает новые методы и подходы (конечно, благодаря использованию компьютера) при изучении текста, его лингвистических характеристик. А компьютерные исследования в области фонетики обогатили лингвистику, предоставив больше возможностей и для литературоведческого анализа.
Испокон веков противопоставлялись холодная, рассудочная математика и яркие, образные гуманитарные науки, сухие математики и яркие поэты, артисты, художники. Такое противопоставление не вполне корректно.
Пути литературы и математики идут параллельно и очень часто пересекаются. Многие великие математики писали художественные произведения, и многие поэты увлекались математикой. М.В. Ломоносов, С. Ковалевская Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон) серьёзно занимались литературой, а М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, В. Хлебников, А.И. Солженицын изучали математику.
Взаимоотношения этих наук всегда являлись предметом размышлений поэтов и мыслителей. Примером тому являются работы А. Белого, В. Хлебникова, Н. Гумилёва и многих других художников слова.
Так чего же может ждать филология от математики?
Чем же может помочь филология математике?
Эти науки вынуждены «идти на выучку» друг к другу. Математики, создавая языки общения с компьютерами, обязаны изучать естественные языки, гуманитарии всё чаще вынуждены для обоснования своих положений пользоваться математическими методами вместо аргументов типа «мне нравится…» или « я полагаю…». Ведь не случайно Леонардо да Винчи писал: «Любая гипотеза хороша лишь тогда, когда получит подтверждение с помощью математики». А один из самых популярных писателей последнего времени Ю. Давыдов отмечает: «Ошибки математические, будучи и логическими, свидетельствуют об изъянах нравственных».
Современная культура едина, она в равной степени включает знания гуманитарных и естественных наук. И если вряд ли можно считать культурным человека, не имеющего представления о Пушкине, Толстом, Чайковском и Ренуаре, то также трудно считать культурным человека, ничего не знающего об Архимеде, Декарте, Эйнштейне.

4 комментария:

  1. Самойлова Елена Михайловна14 ноября 2012 г. в 21:53

    Для чего изучать математику? Кому она нужна? Нужна, и очень. И алгеброй гармонию проверить можно. Ведь всё в этом мире параллельно и перпендикулярно, но без ЗНАНИЯ ГРАММАТИКИ НЕ ИЗУЧИШЬ И МАТЕМАТИКИ. Такая вот гармония! Ваша статья, Галина Владимировна, яркое тому подтверждение.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Михайловна! Как вы верно подметили насчёт гармонии! Рада, что статья Вас заинтересовала.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Галина Владимировна! Спасибо Вам, что подняли такую интересную тему!Известный математик Давид Гильберт говорил об одном из своих учеников:"Он стал поэтом, — для математика у него не хватало фантазии".
    Да, математика лаконична и немногословна, но в этом и заключается её филологический плюс - надо из всего многообразия слов выбрать те несколько, которыми можно точно описать суть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Оксана Евгеньевна! Рада видеть Вас среди читателей моего блога. Очень приятно, что мне удалось заинтересовать даже преподавателей математики. Я испытываю огромное уважение не только к этой науке, но и к математикам, т. к. считаю их людьми более организованными и собранными, в отличие, к примеру, от филологов, а их знания более разносторонними. Ведь не все филологи могут решать алгебраические задачи, тогда как многие математики всерьёз занимаются чтением и изучением литературы. Рада, что этот материал нашёл отклик в Вашей душе.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...