11.10.2012

В мире терминов

Выразительные средства лексики и фразеологии
 В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, образ).
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония,  сарказм.
Эпитет - образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной  выразительностью и образностью.К эпитетам  относятся все красочные определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
Эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание), индивидуально-авторские (немой покой (И.А. Бунин), умильная прелесть (С.А. Есенин))  и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, добрый молодец).
Роль эпитетов в тексте
Эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов, на выделение их наиболее существенных признаков. Они передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, создают настроение, дают характеристику лирическому герою. ("...Дурно пахнут мёртвые слова" (Н.С. Гумилёв); "...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землёю" (Ф.И. Тютчев))

Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
Способы выражения сравнения:
- формой творительного падежа существительных:
Соловьём залётным
 Юность пролетела...(А.В. Кольцов)
 - формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
 Эти глаза зеленее моря и кипарисов темнее. (А. Ахматова)
-сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
 Врывается штыками победитель... (М.Ю. Лермонтов)
 - при помощи слов подобный, похожий:
 На глаза осторожной кошки
  Похожи твои глаза (А.Ахматова)
 - при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
 В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек лёгкая стая 
С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
 Роль сравнений в тексте.
Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. 
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объёму, назначению, ощущениям и т.п.: водопад звёзд, лавина писем, стена огня, бездна горя и др.
Роль метафор в тексте 
Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передаёт неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций.

Олицетворение – это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)

Роль олицетворений в тексте
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
- между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел (И.А. Крылов)
-между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита (А.С. Пушкин)
- между действием и орудием действия:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам (А.С. Пушкин)
- между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
не то на серебре, - на золоте едал (А.С. Грибоедов)
- между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги… (Ю.К. Олеша)
Роль метонимии в тексте 
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придаёт изображаемому предметную наглядность.

Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит:
- с меньшего на большее:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт…(А.С. Пушкин)
- с части на целое:
Борода, что ты всё молчишь?
Роль синекдохи в тексте
Синекдоха усиливает выразительность и экспрессию речи.

Перифраз, или перифраза – (в пер. с греч. – описательное выражение)- это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Петербург – Петра творенье, град Петров (А.С. Пушкин)
Роль перифраз в тексте 
Перифразы позволяют:
- выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
- избежать неоправданной тавтологии;
- ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы (особенно развёрнутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:
О град державный,
Твердыня северных морей,
Венец отчизны православный,
Жилище пышное царей,
Петра державное творенье! (П. Ершов)

Гипербола - (в пер. с греч. – преувеличение) это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В. Гоголь)

Литота - (в пер. с греч. – малость, умеренность) – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть право менее булавочной головки. (И.А. Крылов)
Роль гиперболы и литоты в тексте Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

Ирония - (в пер. с греч. – притворство) – это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Комментарий. В этом обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл.
Разновидностью иронии и её высшим проявлением является сарказм – злая ирония, язвительная насмешка.
Роль иронии в тексте
Ирония используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т.е. воспроизводимые в готовом виде  словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений. (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями.
Роль фразеологизмов в тексте
Использование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста:
Каким путём нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В.Я. Брюсов)
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности)
"Караул! Грабят!"- кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В.М. Шукшин)
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)  

10 комментариев:

  1. Самая сложная тема по литературному чтению в начальной школе - это выразительные средства в лексике. Иногда и нам, учителям, полезно вспомнить их еще раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Эта тема сложна не только в начальной школе, но и на других ступенях обучения. И то, что вы, работая с малышами, обращаетесь к этой теме, достойно восхищения и уважения. Ведь только так, соблюдая преемственность, можно достичь высоких результатов в обучении.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Галина Владимировна! Скажите, а сделаете ли Вы продолжение этой рубрики? Ведь задание В8 в ЕГЭ всегда вызывает трудность учеников... Я буду ждать материала по остальным средствам выразительности, потом с ребятами поделюсь)) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Витальевна! Эта страница находится в стадии разработки, и продолжение рубрики будет обязательно. А пока приношу извинения за недоработанный материал. Я ещё только начинающий блогер, и поэтому не всегда всё получается так, как хотелось бы. Работая с блогом, я ещё и многому учусь.

      Удалить
  3. Появился в продаже новый "Школьный словарь литературоведческих терминов"(авторы Л.В. Чернец, В.Б. Скиба,В.Б. Скиба). Он содержит новые интересные версии решения использования тропов и фигур, ново интерпретирует вопросы стилистики и стиховедения. Рекомендую!
    С уважением, Самойлова Е.М.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Михайловна! Большое Вам спасибо за столь ценную и полезную информацию! Постараюсь обязательно приобрести этот словарь. Он займёт достойное место в моей библиотеке.

      Удалить
  4. Балахова Внра Павловна!28 ноября 2012 г. в 21:09

    Дорогая Галина Владимровна! Жду с нетерпением продолжения рубрики "В мире терминов". Обязательно познакомлю с Вашим блогом моих учеников: необходимый и важный материал для повторения. Рада, когда захожу на Ваш блог, спасибо за позитивную. интересную и в то же время полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вера Павловна! Работа над продолжением рубрики сейчас ведётся, так что скоро у Вас появится возможность ознакомить с этой страницей Ваших учеников. Спасибо Вам, Вера Павловна, что держите меня в тонусе.

      Удалить
  5. Диана Валерьевна15 декабря 2012 г. в 10:37

    Здравствуйте, Галина Витальевна! Я очень рада, что зашла на вашу страницу. Я обновила свои знания в области литературы. Обязательно покажу ваш блог своей подруге!Я в восторге! Очень познавательный блог. Творческих успехов вам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Диана Валерьевна! Рада, что материал Вам понравился. Мне будет приятно увидеть Вас снова среди читателей моего блога.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...