26.11.2012

С сочинением на "ты"

Анонс! 

Представляю Вашему вниманию новую страницу. Здесь вы найдёте материал, который поможет вам научиться логически, доказательно писать сочинения, используя не шпаргалку, а полученные на уроках литературы навыки и знания. 
Эта страница для тех, кто хочет научиться писать сочинения, или для тех, кто хочет научить этому своих учеников. 

Вступительная и заключительная части сочинения.

Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь  какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению.  Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы. 
В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления
• историческое (эпоха); 
• аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы); 
• биографическое (факты из биографии писателя); 
• сравнительное (о литературных традициях); 
• живописное (с описанием картины); 
• лирическое (личное восприятие темы); 
• обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) . 

 Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли. 
• желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть; 
• это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие; 
• оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной; 
• удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение. 
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."




Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план

I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определённого социального типа
     1. Социальное и материальное положение.
     2. Внешность.
     3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:
            А) характер деятельности и основные жизненные устремления;
            Б) влияние на окружающих.
     4. Область чувств:
            А) отношения к окружающим;
            Б) особенности внутренних переживаний.
     5. Авторское отношение к персонажу.
     6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
           А) с помощью портрета;
           Б) в авторской характеристике;
           В) через характеристику других действующих лиц;
           Г) предысторией или биографией;
           Д) через цепь поступков;
           Е) в речи;
          Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
Анализ эпизода художественного произведения 
Примерный план 

Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Средства создания комического 

Художественные приёмы, используемые автором для раскрытия характеров:
1. Двуплановость. 
2. Гиперболизация.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.



12 комментариев:

  1. Валерия Керимова28 ноября 2012 г. в 17:44

    Я очень благодарна Вам за данную статью.При работе над сочинением у меня всегда вызывало затруднение написание вступления.Но при помощи краткой схемы(виды вступления) писать сочинения стало гораздо легче.Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Чеснова Людмила Дмитриевна 28 ноября 2012
    Здравствуйте, Галина Владимировна! Ваши рекомендации к написанию сочинения заинтересовали меня, и к своим наработкам я с удовольствием прибавлю Ваши находки. С удовлетворением отметила, что Вы, как и я, немало внимания уделяете концовке сочинения, что, на мой взгляд, позволяет творческой работе приобрести цельность и логическую законченность. Удачных Вам новых находок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Дмитриевна! Мне приятно, что этот материал заинтересовал Вас. Ваше мнение для меня значит очень многое.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Валерия Керимова! Работа над сочинением - это всегда большой труд. Рада, что данный материал оказался вам полезен.

    ОтветитьУдалить
  4. Катюша Гайсенюк29 ноября 2012 г. в 17:03

    Галина Владимировна, "С сочинением на ты"-очень интересная рубрика, эта информация будет нам полезна не только при сдаче экзаменов, но и на олимпиадах.Все самое необходимое в одном месте и в доступной форме. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Катюша Гайсенюк! Очень приятно, что вы отметили столь широкое применение этого материала. Эта информация будет вам также полезна и при подготовке устных ответов по литературе.

      Удалить
  5. Елена Журбенко29 ноября 2012 г. в 21:32

    В написании сочинения у меня всегда возникала проблема связать вступление и основную часть. Этот краткий план помог мне. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Переход от одной части к другой должен быть плавным, тогда ваше сочинение будет логичным, последовательным. Рада, что этот материал помог вам справиться с трудностями.

      Удалить
  6. Это очень полезная статья! У меня были некоторые трудности с написанием сочинений, но теперь-то я точно знаю, что пользуясь Вашими советами у меня получится сдать экзамен по литературе на высокий балл. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Мне очень приятно, что данные материалы помогли вам справиться с трудностями. Просматривайте почаще страницы блога, и вы найдете много полезного для себя.

      Удалить
  7. Самойлова Елена Михайловна30 ноября 2012 г. в 20:27

    Материал полезный не только для учителей, но и для учеников. А их, я уверенна, немало среди посетителей этой страницы. В целом рубрика очень нужная. Спасибо, Галина Владимировна, за оперативную подачу нужной информации.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Елена Михайловна! Спасибо, что находите время просматривать материалы, размещённые на страницах блога. С огромным удовольствием читаю Ваши комментарии, ценю Ваше мнение.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...