02.10.2012

Анализ стихотворения

Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Предлагаю вам клише, использование которого, я думаю, в ряде случаев может быть уместным и целесообразным.

Клише
Анализ стихотворения
Определение вида лирики (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…



Тема - вопрос, которого касается автор. Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
Идейный уровень(идея, эмоция) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
Художественно-выразительные средства. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы). Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Пространство, время. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма
Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения-
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

4 комментария:

  1. Елена Журбенко29 ноября 2012 г. в 21:34

    Спасибо за клише по работе с стихотворениями.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Журбенко! Анализ стихотворения - это очень сложный вид работы. Данный план и типовые конструкции, предложенные в нём, помогут вам справиться с этой задачей.

    ОтветитьУдалить
  3. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории10 декабря 2012 г. в 15:16

    Анализ стихотворения - это полёт мысли, работа творческая; всегда интересен новый, не избитый взгляд. Научиться этому трудно, но можно. Важно помнить о всех возможностях лексики и грамматики, и тогда работа заиграет новыми гранями.Для начинающих свой путь в этом сложном деле данное клише - хорошее подспорье. Особенно полезным оно будет старшеклассникам.Со своей стороны позволю себе предложить две полезные книги. С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста" (методическое пособие для учителей - словесников); Т.А. Злобина, А.А. Малиновский "Читаем стихи" (учимся чувствовать, понимать, анализировать).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Михайловна! Данное клише, действительно, помогает обучению анализу стихотворения, а особенно на начальных этапах.
      Спасибо Вам за рекомендации. Обязательно обращусь к данным методическим пособиям.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...