Особенно
трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Предлагаю
вам клише, использование которого, я думаю, в ряде
случаев может быть уместным и целесообразным.
Клише
Анализ
стихотворения
Определение вида лирики
(любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика)
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет
собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть
отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета,
переживания лирического героя. В основе содержания
стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что
лирический герой…
Тема - вопрос, которого
касается автор. Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение
посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)
о…
Идейный уровень(идея, эмоция)
Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел
сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается
настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если
есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей,
кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения
приходится на…
Истолкование названия
Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)-
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор
говорит…
Художественно-выразительные средства. Автор,
характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь
автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы).
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте
проблемы
... отмечает (что?)
...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ...
напоминает (о чем?)
Пространство, время. Пространство
представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего
к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание
пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает
временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень
(лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую)
лексику
Автором использована (параллельная,
перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с
использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие
синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры,
инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения
построены …
Фонический уровень
(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка
– пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения
– пятистопный хорей…Размер стихотворения-
Специальный подбор созвучных
гласных (согласных) усиливает впечатление…
Спасибо за клише по работе с стихотворениями.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Журбенко! Анализ стихотворения - это очень сложный вид работы. Данный план и типовые конструкции, предложенные в нём, помогут вам справиться с этой задачей.
ОтветитьУдалитьАнализ стихотворения - это полёт мысли, работа творческая; всегда интересен новый, не избитый взгляд. Научиться этому трудно, но можно. Важно помнить о всех возможностях лексики и грамматики, и тогда работа заиграет новыми гранями.Для начинающих свой путь в этом сложном деле данное клише - хорошее подспорье. Особенно полезным оно будет старшеклассникам.Со своей стороны позволю себе предложить две полезные книги. С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста" (методическое пособие для учителей - словесников); Т.А. Злобина, А.А. Малиновский "Читаем стихи" (учимся чувствовать, понимать, анализировать).
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Михайловна! Данное клише, действительно, помогает обучению анализу стихотворения, а особенно на начальных этапах.
УдалитьСпасибо Вам за рекомендации. Обязательно обращусь к данным методическим пособиям.