03.11.2012

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Распределение заданий по уровню сложности

В экзаменационную работу по литературе включены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Части 1-2 содержат 12 заданий базового уровня (В1-В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1-С4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трёх заданий С5.1, С5.2, С5.3), которое требует написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.

Наибольшую сложность для выпускников, сдающих ЕГЭ по литературе, представляют задания С2, С4, в которых требуется привлечение литературного контекста и содержательное обоснование для сопоставления отдельных произведений, мотивов, художественных приёмов и пр.

Предлагаю возможные варианты решения заданий С2, С4.

Тема Родины в русской литературе

Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М.И. Цветаевой «Родина»?

Контексты: М.Ю. Лермонтов «Родина», А.А. Блок «Россия», А.А. Ахматова «Родная земля», А.И. Галич «Когда я вернусь...».

Обоснования для сопоставления: любовь к Родине как основа авторской позиции; поэтизация образа Родины; единство лирического героя (героини) и Родины; путь поэта и путь России; трагическое разминование с отечеством; мотив «тоски по Родине»; философский подтекст; образы-символы; средства художественной выразительности.

Вопрос: В произведениях каких русских поэтов нашёл своё воплощение образ Родины и какие мотивы сближают эти произведения со стихотворением С.А. Есенина «Русь Советская»?

Контексты: М.Ю. Лермонтов «Родина», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», А.А. Блок «Россия», «Грешить бесстыдно, непробудно…»

Обоснования для сопоставления: Образ Родины нашёл яркое художественное воплощение в произведениях многих русских поэтов ХIХ–ХХ веков. Стихотворения М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока обнаруживают целый комплекс мотивов, сближающих их с «Русью Советской» С.А. Есенина. Это мотив «странной любви» к Родине, «нераздельность и неслиянность» с ней; мотив исторического пути России; мотивы русской природы; мотив пути лирического героя; мотив российского «непокоя»; мотив обретения гражданских идеалов и др. Каждый из поэтов искал и создавал свой образ России. Объединяющим началом в развитии этой темы является знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока и других поэтов мотив дороги, динамичного движения в будущее.


2 комментария:

  1. Очень полезная информация. А будут ли ещё на страницах вашего блога рассмотрены варианты сопоставлений?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Михайловна! Этот материал находится в стадии разработки. По мере готовности он будет размещаться на страницах блога. Мне очень хочется, чтобы вы почаще просматривали мой Интернет-ресурс.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...