28.11.2012

Две жизни - две судьбы

 Разработка урока по литературе

Две жизни - две судьбы

Подвиг  Остапа и предательство Андрия.
Урок литературы в 6 классе

Литература, безусловно, предмет особый. Что же всё-таки он из себя представляет: практическое человековедение или науку с определённым набором терминов, обязательных для запоминания?
Литературу можно любить, литературой можно увлекаться. А вот нужно ли изучать литературу школьникам? Ведь это дело литературоведов. Должны ли быть ими ученики? В какой-то степени - да. И усвоение предмета должно сопровождаться научным подходом. Поэтому и любить нужно, и изучать необходимо, не забывая при этом и о другом... 
Предлагаемый Вашему вниманию урок - это попытка совместить разговор о нравственных ценностях с литературоведческим анализом, попытка проникнуть в мастерскую писателя.
 Урок опубликован в журнале "Педагогический вестник Кубани",  № 4, 2010 
Две жизни – две судьбы.
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Цели и задачи урока: 
-сформировать умения и навыки сравнительного анализа художественных образов; 
-активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить качество усвоения изучаемого материала; 
-реализовать межпредметные связи в рамках данной темы; 
-расширить кругозор учащихся, повысить их общий культурный уровень; 
-предоставить возможность учащимся проявить способности в творческих работах. 

Оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба» А. Герасимова, Е. Кибрика, М. Деригуса. 

Ход урока: 

I Слово учителя. 
Гениальная интуиция Н.В. Гоголя в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили писателю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. Они отличаются друг от друга. Эти отличия носят как внешний характер, так и внутренний. 
II Беседа по вопросам. 
1. Каково первое впечатление об Остапе и Андрии? Расскажите о внешнем облике братьев. (Остап суров с виду, у него волевой подбородок, мужественные черты лица; у Андрия в чертах больше мягкости, нежности) 
2. Расскажите об обучении в Киевской Академии (в бурсе). 
- Как Остап (Андрий)участвовал в проказах? 
- Отношение к учёбе. 
- Как отец научил Остапа прилежанию? 
- Как Андрий любил проводить время? (любит уединение) 
(Остап чаще бывал в гуще, толпе, не ощущал потребности в проявлении собственной индивидуальности. Здесь сложился его характер. Он считался лучшим из товарищей, был прямодушен с равными. 
Андрий имел чувства несколько живее, более развитее. Учился охотнее, более изобретателен, нежели брат. Андрию ближе ценности мирной, а не военной жизни) 
3. Расскажите об отношении к матери. 
(Остап скупой на ласку, не показывает своей любви, но слезами матери был сильно тронут. 
Андрия больше жалеет и любит мать, но в момент отъезда думает о прекрасной полячке.) 
4. В Запорожской Сечи. 
- Расскажите о нравах, обычаях, традициях, принятых в Запорожской Сечи. 

Слово учителя. 
«Вольные казаки», вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они пренебрежительно стали относиться к хозяйственным заботам, к торговле, предпочитая всё необходимое выменивать в предместье на добытые в сражениях трофеи. Целые дни проводятся в пирах и разгуле, если врага нет близко. Такова оборотная сторона их долгой войны во имя воли. 
- Как ведут себя в Запорожской Сечи Остап и Андрий? 
(Оба были на хорошем счету, оба ловки и храбры, показали себя лихими бойцами.) 
Именно здесь заканчивается процесс формирования личности Остапа. 
5. В бою. 
А) Храбрость; 
Б) цель в жизни; 
В) отношение к Отчизне. 
(Остапу на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела. Он храбр, действует с умом, в движениях видны наклонности будущего вождя. 
Андрий безрассуден, мало задумывается о том, ради чего он бросается в бой) 
- Как оценивает сыновей Тарас? 

Слово учителя. 
Характер старшего сына Тарасу понятен, узнаваем им. Остап полностью повторил в своём развитии отца и в целом сознание запорожского казачества. 
Андрий же Тарасу не понятен, так как испытывает иные чувства, по-другому мыслит. 
- Почему только за Остапом признавал Тарас право на командование людьми? (умение думать о людях, а не о себе) 
- Какую черту мы видим в Андрии? (эгоизм) 
- Что привело его к измене и предательству? (страсть, личное выше общественного). Подтвердите это текстом. 

Слово учителя. 
Мрачный подземный переход, через который его ведёт татарка, - это путь к предательству. Андрий сделал свой нравственный выбор. Каковы причины этого выбора? 
- Как Андрий воспринимает происходящее в осаждённом городе? Прежний ли перед нами запорожец, живущий только одним чувством к врагу – ненавистью? 
Андрий видит, как католические священники тихо молятся о спасении города, слушает с изумлением величественный рёв органа, любуется площадью и домами, испытывает настоящее потрясение от вида умирающих с голоду людей. Душа Андрия открыта всему миру: он сострадает человеку, даже если этот человек из стана врага. 

Вывод: сострадание, красота, любовь – это ценности мирной жизни. Андрий их выбирает, потому что не может жить только войною. Но война идёт, и Андрий оказывается по другую сторону от запорожцев. Он сделал выбор, в стан врага его приводит страсть. И Андрий хочет воевать теперь за своё, за то, что он сам нашёл и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции. Личное счастье он покупает ценой предательства. Но предательство Андрия – это новый этап его жизни, духовного развития. 
6. Поведение братьев перед лицом смерти. 
Казнь Остапа. 
- Как погиб Остап? 
- Можно ли считать действия Остапа подвигом, а его смерть героической? 

Вывод: Остап - прямодушный, честный и мужественный человек. Он выше всего ставит ратные подвиги и чувство товарищества. Остап живёт разумом, посвятив всего себя воинскому делу. Он человек сильный, способный глубоко чувствовать, но подавляющий эмоции, всё подчиняя высокой цели. Ему уготован был путь полководца, недаром Н.В. Гоголь сравнивает его со львом – царственным могучим животным. Смерть герой встречает мужественно, как и подобает бойцу. 
- Какие средства выразительности использует автор, описывая смерть Остапа? Какова их роль? («как исполин» - сравнение; «ужасный хряск», «мёртвая толпа», «чужие лица» - эпитеты; «миллион народа вздрогнул» - синекдоха.) 

Смерть Андрия. 
- Расскажите о смерти Андрия. 
- Какие средства выразительности использует автор, описывая смерть Андрия? Какова их роль? (преобладают сравнения: «как ребёнок», «как полотно», «как хлебный колос», «как молодой барашек», «как траурный бархат» и др.) 

Вывод: Андрий – натура увлекающаяся, живёт страстями. У него не выработалось строгих понятий о чести, товариществе. Андрию ближе были ценности другой, приближающейся эпохи, эпохи утончённой культуры и цивилизации, когда политика и торговля заменили войну и разбой. Андрий – носитель ценностей мирной жизни. 
В сцене смерти он трепещет перед отцом, не знает, что сказать, поэтому Н.В. Гоголь сравнивает его с ребёнком, напроказившим школьником, срезанным колосом. Смерть Андрия бесславна, хотя и безвременна, и поэтому вызывает грустное чувство. Н.В. Гоголь подчёркивает это чувство, описывая красоту мёртвого Андрия. 

Н.В. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим эпохам. Писатель изобразил национальный характер в развитии. 

III. Итог урока. 
Сегодня мы с вами проследили жизненный путь Остапа и Андрия и увидели, какие жизненные обстоятельства, качества характера сделали одного героем, а другого привели на путь предательства и измены. 
- Какую позицию занимает автор? (Считает позицию Андрия гибельной для человека, сожалеет о тех, кто делает ложный нравственный выбор. Сожалеет, а не сочувствует) 
Н.В. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. 

IV. Домашнее задание. 
Расскажите о своём отношении к одному из данных героев. (по выбору учащихся)
   

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Галина Владимировна. Ваш урок, несомненно,заслуживает внимания. А было ли у Ваших учеников личное мнение? Или выводы о личности Остапа и Андрия (отражены в уроке)- это истина. Почему у одного отца такие разные дети? Вечный вопрос: "Кто виноват?" Можно высказывать предположения, и каждое из них будет правильное. Я так думаю. В свое время я не сдала экзамен по русской литературе только потому, что преподавателю не понравился мой ответ на вопрос "Почему время таких людей как Базаров еще не пришло?" Ответила я по -книжному, а он хотел, чтобы я высказала свое мнение. Не сдала, в общем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Рада, что вы обратили внимание на этот материал. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.
      Перед Вами разработка урока с предполагаемыми ответами учеников на поставленные учителем вопросы. А ведь урок - это не застывшая форма, а довольно-таки живая материя. На нём, как Вы понимаете, могут произойти внештатные ситуации, и ответы могут быть разные. Высказывание личного мнения на уроке только приветствуется, но так как жизненный опыт учащихся ещё невелик (ведь по программе произведение изучается в 6-м классе), то детей необходимо подтолкнуть к правильным выводам. В этом возрасте младшим школьникам гораздо ближе тема героизма, а задача учителя развить в детях чувство патриотизма, показать величие подвига и низость предательства. Поэтому и отвечали мы на поставленные Вами вопросы с исторической точки зрения (смена эпох, появление новых мирных ценностей и т.д.), привлекая знания, полученные учащимися на уроках истории.
      А вот философский аспект этих вопросов рассматривается в старших классах при повторении изученного материала. Ведь вопросы-то жизненные, а следовательно, и ответы на них очень интересны старшеклассникам. Как верно Вы заметили, можно высказывать разные предположения, и все могут оказаться правильными.
      А вообще, литература - это всё-таки наука, и в ней есть общепризнанные и общепринятые вещи, которые нельзя оспаривать. И в таких вопросах нужно быть очень осторожным при выражении собственного мнения. Хотя вопрос, конечно, спорный. Ведь всё течёт, всё меняется...

      Удалить
  2. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории13 декабря 2012 г. в 21:18

    Полностью разделяю ваше мнение, уважаемая Галина Владимировна. По программе Г.С. Меркина "Тарас Бульба" изучается в 6 - м классе, читается трудно, осмысливается сложно. Ведь не рассчитывал Гоголь, наверное, на 12 - летних читателей.Поэтому ваша разработка урока - хорошее подспорье в работе.Большое спасибо. Хотелось бы надеяться на продолжение публикаций разработок уроков к учебникам по программе Г.С. Меркина как для среднего, так и для старшего звена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Елена Михайловна! Большое Вам спасибо за понимание. Вы, работая по программе Г.С. Меркина, понимаете, что данная программа требует от учителя большой подготовки, а самое главное, творческого подхода к разработкам уроков, нестандартных решений многих вопросов. Вот и приходится творить, выдумывать, пробовать. Что из всего этого получится? Экзамены покажут...
      А в ближайшее время постараюсь разместить ещё какую-нибудь разработку. Надеюсь, она тоже покажется Вам интересной.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...