Продолжаю публикацию возможных вариантов решения заданий С2, С4, в которых требуется не только привлечение литературного контекста, но и содержательное обоснование для сопоставления. Этот материал интересен как учителям, работающим в старших классах, так и выпускникам при подготовке к экзаменам по литературе.
Тема «отцов и детей» в русской
литературе
Вопрос: В каких произведениях русской
классики нашла своё отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения
перекликаются с «Тихим Доном» М. Шолохова?
Контексты: А. Грибоедов «Горе от ума»
(Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом), А.
Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»), Н. Гоголь
«Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»), И.
Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир».
Обоснования для сопоставления: истоки
характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между
поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»;
общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и
движение истории.
Тема любви в русской литературе
Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к
теме любви?
Контексты: А. Пушкин «Я Вас любил…»,
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…»; Ф. Тютчев «К.Б.» («Я
встретил вас – и всё былое…»); Н. Некрасов «Прости»; А. Блок «О доблестях, о
подвигах, о славе…»; В. Маяковский «Лиличка!», О. Мандельштам «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…».
Обоснования для сопоставления: любовь как
предмет высокой поэзии; психологическая правда любовных переживаний;
представление о женщине как об источнике красоты, гармонии, вдохновения,
неизъяснимых наслаждений; благодарность женщине за любовь; любовь как символ
духовного возрождения; поэтизация образа возлюбленной; любовь как движущая
жизнью сила («…всё движется любовью…»).
Вопрос: В каких стихотворениях русских
поэтов тема любви звучит трагически?
Контексты: М. Лермонтов «Нет, не тебя так
пылко я люблю…», Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…», Н. Некрасов «Я не
люблю иронии твоей…», А. Ахматова «Песня последней встречи».
Обоснования для сопоставления: любовь как
драма; «поединок» двух индивидуальностей; «поединок роковой»; недолговечность
счастья; любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания; мотив
разлуки, расставания, «последней встречи»; «блаженство и безнадежность»;
способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.
Вопрос: Кто из русских поэтов связывал
изображение природы с любовными мотивами и в чём эти произведения созвучны
стихотворению Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»?
Контексты: А. Фет «Шёпот, робкое
дыханье…», С. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…», А. Ахматова
«Песня последней встречи».
Обоснования для сопоставления:
взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний; любовь – продолжение
жизни природы; психологическая функция пейзажных зарисовок; «природность» образа
женщины; психологический параллелизм; одушевление предметов окружающего мира;
художественная деталь; поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и
подробностей.
Тема отечественной истории в русской
литературе
Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к
теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А.
Блока «На поле Куликовом»?
Контексты: М. Лермонтов «Бородино», С.
Есенин «Русь Советская», А. Ахматова «Реквием», А. Твардовский «Василий
Тёркин».
Обоснования для сопоставления:
вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое
чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема
исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство
лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути поэта и пути России;
историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого
и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот;
исторические параллели; художественная образность.
Задания на сопоставления хоть и небольшие по объёму, но очень ёмкие по содержанию. Поэтому они самые трудные. Спасибо за предложенные варианты сопоставлений. Буду с нетерпением ждать нового материала на этой странице, ведь варианты сопоставлений в экзамене по литературе порой удивляют своей неожиданностью.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Михайловна! Варианты сопоставлений удивляют не только своей неожиданностью, но и порой поражают сложностью. Было бы очень здорово, если бы Вы тоже поделились своими наработками в этой области. Ведь одна голова хорошо, а две лучше.
ОтветитьУдалитьОткрыта для общения, всегда рада сотрудничеству с вами, пригалашаю на семинары, которые как тьтор провожу для коллег, готовящих выпускников к ЕГЭ по литературе.
ОтветитьУдалитьУважаемая Елена Михайловна! Я имела честь присутствовать на нескольких таких семинарах. Получила не только удовольствие от общения с Вами, но и методическую помощь. Ваши советы и рекомендации очень помогают мне в работе по подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе.
Удалить