14.12.2012

Разработка интегрированного урока "Герои Полтавы"

Интегрированный урок истории и литературы
Герои Полтавы
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире во всём его единстве и многообразии, формируют умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. В частности, интеграция истории и литературы показывает единство процессов, происходящих в обществе, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость этих наук.
Интегрированный урок «Герои Полтавы» рассчитан на 2 часа. Он даёт возможность сформировать интерес учащихся к истории Северной войны (1700-1721г.г.), в частности к генеральному сражению, а также к поэме А.С.Пушкина «Полтава», позволяет взглянуть на события произведения под другим углом зрения. Урок способствует целостному восприятию материала, более глубокому его изучению.
Урок «Герои Полтавы», основанный на оригинальной организации учебного материла, на диалоге между учителем и учеником, также является уроком-портретом, так как поэма А.С.Пушкина выступает поэтической характеристикой событий Северной войны 1700-1721г.г.
Интеграция истории и литературы способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению исторического события с нескольких сторон. Такие уроки не только углубляют представления о школьных предметах, но и расширяют кругозор, формируют разносторонне развитую личность.
В региональном конкурсе мультимедийных пособий (2008 г.) разработка интегрированного урока истории и литературы, посвящённого 300-летию Полтавской битвы,  по теме "Герои Полтавы" заняла 2 место.

Тема урока: «Герои Полтавы». 

Цели и задачи урока: 

-повысить интерес к таким школьным предметам, как история и литература, через поэзию оживить Отечественную историю; 
-активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить качество усвоения изучаемого материала; 
-на основе исторических документов и поэмы А.С.Пушкина «Полтава» показать учащимся роль личности в истории; 
-раскрыть тему ключевого сухопутного сражения Северной войны; 
-показать неординарную личность Петра Великого, его талант полководца и незаурядность характера; 
-закрепить умения и навыки анализа поэтического теста; 
-реализовать межпредметные связи в рамках данной темы. 

Оборудование урока: интерактивная доска; мультимедийная презентация; поэма А.С.Пушкина «Полтава»; выставка книг по данной теме; карта «Российская империя в XYIII в.»; портреты А.С.Пушкина, Петра I, Карла XII, А.Меншикова; иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Полтава» В.Серова и К. Рудакова; репродукции картин А.А.Пластова, В.А.Серова, мозаики М.В.Ломоносова, гравюры Симоно; выставка детских работ «Мой взгляд на Полтаву». 
Эпиграф урока: 
Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; доказала государству успех и необходимость преобразований, совершаемых царём. 
А.С.Пушкин 

Характеры действующих лиц в поэме Пушкина совершенно таковы, какими представляет их история. 
М.А.Максимович 

План урока: 
1. Постановка темы и цели урока. 
2 Вступительное слово (учитель истории). 
3 А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (учитель литературы). 
4 Пётр I- полководец. 
5 Карл XII - король Швеции. 
6 Народные герои Полтавы: 
-воины; 
-казаки, украинский народ; 
-Кочубей; 
-Мария; 
-Мазепа. 
7 Карл XII и Пётр I на поле битвы. 
8 Полтавский бой. 
9 «О славный час!» Празднование победы. 
10 Цена победы. Проблема памяти и плена. 
11. Заключительное слово (учитель литературы). 
12 Подведение итогов урока. Выставление оценок. 

Ход урока: 
1. Постановка темы и цели урока. Эпиграф. (Слайд № 1, 2, 3). 
2. Вступительное слово. (Слайд № 4). 

Учитель истории. 
В древности Новгород боролся с Ливонским орденом и Швецией за выход к Балтийскому морю. 
Иван Грозный первым из русских царей сделал попытку получить широкий выход к морю, но ему не удалось, и Россия лишилась даже побережья Финского залива. 
В 1617г. шведский король Густав Адольф после заключения с Москвой Столбовского мира в сейме заявлял: «Русские - опасные соседи: границы земли их простираются до Северного, Каспийского и Чёрного морей; у них могущественное дворянство, многочисленное крестьянство; многолюдные города; они могут выставлять в поле большое войско. А теперь этот враг без нашего позволения не может ни одного судна спустить на Балтийское море. Большие озёра - Ладожское и Пейпус (Чудское), Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и Бог даст, теперь русским будет трудно перепрыгнуть через этот ручеёк». 
Пётр I понимает, что России для её дальнейшего развития и процветания необходим выход к Балтийскому морю. 
Все силы ПётрI сосредоточил на подготовке войны со Швецией за Балтийское побережье. 
В 1700г. началась тяжёлая и долгая война со шведами. Швеция располагала первоклассной армией и сильным военно-морским флотом. 
Решающими событиями в этот период стали: 
-сражения под Нарвой; 
-основание Петром I Кронштадта, Санкт-Петербурга; 
-разгром у деревни Лесной корпуса Левенгаупта; 
-главные силы шведской армии двинулись на Москву. 
Отважный Карл скользил над бездной, 
Он шёл на древнюю Москву… 
Однако идти далее на Смоленск и Москву Карл XII не решился. Заключив тайный союз с гетманом Мазепой, который мечтал о Великом княжестве Украинском, шведский король отводит армию на Украину к Полтаве. 
-Каковы причины такого маневра Карла XII? 

1 ученик. 
-Желанную передышку для нового похода на Москву, удобные зимние квартиры, запасы фуража и провианта сулил шведскому королю захват Полтавы. 

Учитель истории. 
Пётр I решает дать генеральное сражение 27 июля 1709г. Полтавская баталия стала одним из самых тяжёлых и кровопролитных сражений Северной войны, в котором сошлись 47 тысяч воинов со 102 пушками с русской стороны и 30 тысяч человек с 39 орудиями со шведской стороны. 
3. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». (Слайд № 5). 

Учитель литературы. 
Эпоха сильных характеров, коренных исторических изменений привлекла А.С.Пушкина. В 1828г. он создаёт историческую поэму «Полтава», сюжет которой основывает на многих научных исследованиях, посвящённых эпохе Петра I. В основе поэмы – эпически-масштабная картина России накануне её первой победы, изображение молодого царя, впервые видящего плоды своих трудов. Объясняя замысел «Полтавы», поэт подчёркивал: «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня». 
4. Пётр I – полководец. (Слайд № 6). 

Учитель истории. 
-Главные герои тех событий и Полтавской битвы…Кто они? 

2 ученик. 
Главным для поэта в его поэме явилась военная история России, военный гений Петра I. 

Была та смутная пора, 
Когда Россия молодая, 
В бореньях силы напрягая, 
Мужала с гением Петра. 

Накануне сражения Пётр осуществил чрезвычайно интересное и важное мероприятие. По его приказу строятся редуты на расстоянии оружейного выстрела один от другого. Их назначение состояло в том, чтобы затруднить шведам доступ к русской армии. Им предстояло либо прорываться под перекрёстным оружейным и артиллерийским огнём, либо попытаться завладеть редутами. В обоих случаях наступательная энергия шведов должна была ослабеть, боевой порядок неминуемо должен был расстроиться. Такая ситуация способствовала перехвату инициативы у противника и переходу от обороны к наступлению. Это сочетание маневренных действий армии с системой укреплений являлось гениальным приёмом, к тому же совершенно новым, впервые применённым в военном деле. 
5. Карл XII – король Швеции. (Слайд № 7). 

3 ученик. 
Другой полководец – шведский король Карл XII. 
Венчанный славой бесполезной, 
Отважный Карл скользил над бездной… 

В устах Мазепы глубокая характеристика Карла: 
Он мальчик бойкий и отважный; 
Два-три сраженья разыграть, 
Конечно, может он с успехом, 
К врагу на ужин прискакать, 
Ответствовать на бомбу смехом; 
Не хуже русского стрелка 
Прокрасться в ночь ко вражью стану; 
Свалить, как нынче, казака 
И обменять на рану рану… 

<…> 

Он слеп, упрям, нетерпелив, 
И легкомыслен, и кичлив… 

Учитель истории. 
Накануне битвы, в двадцатых числах апреля, между генералом-квартирмейстером шведской армией Гилленкроком и Карлом XII состоялся разговор, в котором прослеживается королевская самоуверенность, бахвальство, полнейшее пренебрежение к русским. 

(Инсценировка диалога учащимися) 

4 ученик. (Гилленкрок) 
-Разве ваше величество намерен осаждать Полтаву? 

5 ученик. (Король) 
-Да, и вы должны составить диспозицию осады и сказать нам заранее, в какой день мы завладеем городом. … У нас довольно всего, что может быть нужно против Полтавы. Полтава – крепость ничтожная. 

4 ученик. (Гилленкрок) 
-Крепость, конечно, не из сильных, но судя по многочисленному гарнизону из 4000 русских, кроме казаков, Полтава не слаба. 

5 ученик. (Король) 
-Когда русские увидят, что мы хотим атаковать, то после первого выстрела сдадутся все. 

(Инсценировка прерывается, учащимся предлагается привести свои доказательства опасности затевать сражение с русскими. После этого инсценировка продолжается). 

5 ученик. (Король) 
-Говорю наверное, что дело не дойдёт до штурма. Они сдадутся. 

4 ученик. (Гилленкрок) 
-Как это может случиться без особого счастья? 

6. Народные герои Полтавы. 

Учитель литературы. 
А.С.Пушкина в истории привлекают люди, при этом не только великие деяния исторических личностей. В поэме представлены и простые люди, народные герои Полтавы. 
(Слайд № 8). 

6 ученик. 
Поэт в нескольких строках даёт характеристику русских воинов. 

…нить полков блестящих, стройных, 
Послушных, быстрых и спокойных, 
И ряд незыблемый штыков. 
Характеристика казачества. 
Казак на север держит путь, 
Казак не хочет отдохнуть, 
Ни в чистом поле, ни в дубраве, 
Ни при опасной переправе. 

Учитель литературы. 
Частная жизнь человека, борения его чувств и страстей - тоже часть истории. Память об этом хранит поэзия. В поэме «Полтава» Пушкин соединил историческую тему с романтической. Произведение начинается как семейная драма, а разворачивается как историческая трагедия. 
Экспозиция поэмы открывает вначале историю преступной любви. Читатель видит счастливый дом Кочубея, видит прекрасную Марию. 
(Слайд № 9). 

7 ученик. 
Образ Кочубея. 

Богат и славен Кочубей. 
Его луга необозримы… 

<…> 

Кругом Полтавы хутора 
Окружены его садами, 
И много у него добра 
Мехов, атласа, серебра 
И на виду и под замками. 
Но Кочубей богат и горд… 

<…> 

Не родовыми хуторами, 
Прекрасной дочерью своей 
гордится старый Кочубей. 

В образе Кочубея центральным мотивом становится мотив чести, «смелой правоты». Поступки героя определяются его верностью, ясным сознанием нравственных законов. 
(Слайд № 10). 

8 ученик. 
Образ Марии (настоящее имя Матрёна). 

<…> в Полтаве нет 
Красавицы, Марии равной. 
Она свежа, как вешний цвет, 
Взлелеянный в тени дубравной… 
<…> 

Звездой блестят её глаза; 
Её уста, как роза, рдеют. 

Учитель литературы. Беседа с классом. 
-Какой литературный приём помогает нам представить красоту Марии? (сравнение) 
-Почему любовь Марии и Мазепы преступна? (Мазепа-крёстный отец Марии). 
-Что привлекает Марию в Мазепе? (Она ищет не внешнего блеска, который способна дать молодость, её увлекает ореол славы Мазепы). 
(Слайд № 11). 

9 ученик. 
Образ Мазепы. 

Он стар. Он удручён годами, 
Войной, заботами, трудами; 
Но чувства в нём кипят… 

Учитель истории. 
Иван Степанович Мазепа (1640-1709) – гетман левобережной Украины. Он имел возможность участвовать в преобразованиях царя-реформатора, но вместо этого стал предателем, так как не смог простить оскорбления, нанесённого ему Петром I на дружеской пирушке. 

Учитель литературы. 
В поэме А.С.Пушкин исследует историю предательства, его причины и последствия. С помощью целого ряда повторов поэт раскрывает страшную сущность не только своего героя, но и всякой политической безнравственности и предательства. 

10 ученик. 
Не многим, может быть, известно, 
Что дух его неукротим, 
Что рад и честно и бесчестно 
Вредить он недругам своим; 
Что ни единой он обиды 
С тех пор как жив не забывал… 

<…> 

Что он не ведает святыни, 
Что он не помнит благостыни, 
Что он не любит ничего… 
<…> 
Что нет отчизны для него. 

Учитель литературы. 
-Какой литературный приём придаёт этим стихам звучание почти набатного 
колокола, усиливая впечатление о прочитанных строках. 
(анафора) 

Учитель истории. 
Пётр I принял своевременные меры по ликвидации последствий измены Мазепы. Он манифестом оповестил всё население Украины о предательстве гетмана. 
Фёдр Бартенев доносил А.Меншикову 12 октября 1708г.: «…служат верно, и шведам продавать ничего не возят, а по лесам собираются компаниями, ходят и шведов зело много бьют и в лесах дороги зарубают». 
7. Карл XII и Пётр I на поле битвы. (Слайд № 12). 

Учитель истории. 
Подготовка к сражению окончена. На рассвете 27 июля 1709года две армии готовились к решающему бою. 

И оба стана средь равнины 
Друг друга хитро облегли… 

11 ученик. 
Закончив построение частей к бою, Пётр I обратился к войскам: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога. Только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего». 
Так началось одно из самых важных сражений Северной войны – Полтавская баталия. 

Учитель литературы. 
-При помощи каких литературных приёмов изображаются Пётр I и Карл XII на поле битвы? 
Учащиеся работают с текстом поэмы, выделяют средства выразительности. 

12 ученик. 
Образ Карла XII. 

Страдая раной, Карл явился. 
<…> 
Он в думу тихо погрузился. 
Смущённый взор изобразил 
Необычайное волненье. 
Казалось, Карла приводил 
Желанный бой в недоуменье… 

В описании шведского короля множество эпитетов, рисующих усталого, измученного ранением человека («Бледен, недвижим, смущённый, тихий, слабый») 
(Слайд № 12, 13). 

13 ученик. 
Образ Петра I 

Выходит Пётр. Его глаза 
Сияют. Лик его ужасен. 
Движенья быстры. Он прекрасен, 
Он весь как божия гроза. 

(Описание Петра I и КарлаXII построено на антитезе. При создании образа Петра поэт использует много глаголов и кратких прилагательных, преобладают простые, нераспространённые предложения. Это делает его образ более динамичным. Выделяется яркое сравнение ( «Он весь как божия гроза…» ). Венчает описание гипербола («Могущ и радостен, как бой./Он поле пожирал очами».) 
8. Полтавский бой. (Слайд № 14). 

Учитель литературы. 
Описание Полтавского боя является кульминацией поэмы. (Кульминация – высшая точка в развитии действия). 

14 ученик. Чтение наизусть отрывка из поэмы. 
И грянул бой, Полтавский бой! 
В огне, под градом раскалённым, 
Стеной живою отражённым, 
Над падшим строем свежий строй 
Штыки смыкает. Тяжкой тучей 
Отряды конницы летучей, 
Браздами, саблями звуча, 
Сшибаясь, рубятся сплеча. 
Бросая груды тел на груду, 
Шары чугунные повсюду 
Меж ними прыгают, разят, 
Прах роют и в крови шипят. 
Швед, русский – колет, рубит, режет. 
Бой барабанный, клики, скрежет, 
Гром пушек, топот, ржанье, стон, 
И смерть и ад со всех сторон. 

Учитель литературы. 
-Какой литературный приём помогает нам услышать звуки боя? (Аллитерация-повтор согласных звуков. Повторение звуков р, ш помогает не только представить картину боя, но и услышать её). 
9. «О славный час!» Празднование победы. 

15 ученик. 
Но близок, близок миг победы. 
Ура! Мы ломим; гнутся шведы. 
О славный час! О славный вид! 
Ещё напор - и враг бежит. 
(Слайд № 15). 

16 ученик. 
Празднование победы. 
Пирует Пётр. И горд, и ясен, 
И славы полон взор его. 
И царский пир его прекрасен. 
<…> 
И за учителей своих 
Заздравный кубок подымает. 

Учитель истории. 
Пётр I считал шведов своими учителями в воинском искусстве. Царю важно не проявление жестокости по отношению к безоружным пленникам, а победа в бою, поэтому после окончания боя можно признать военное искусство шведских полководцев и выпить за их здоровье. Чем выше доблесть противника, тем больше значение одержанной победы. Пушкин славит не только великого полководца, но и великодушного победителя, празднующего победу. 
(Слайд № 16). 

17 ученик. 
В поэме очень краткое и ёмкое изображение «птенцов гнезда Петрова». Несколькими штрихами обрисована плеяда его приближённых и полководцев, вместе с царём-реформатором преобразовавших Россию. 

Его товарищи, сыны: 
И Шереметев благородный, 
И Брюс, и Боур, и Репнин, 
И, счастья баловень безродный, 
Полудержавный властелин 

18 ученик. 
Противники Петра. 
Верхом, в глуши степей нагих, 
Король и гетман мчатся оба. 
Бегут. Судьба связала их. 
10. Цена победы. Проблема памяти и плена. 

Учитель истории. 
Цена победы. 

…падшими вся степь покрылась, 
Как роем чёрной саранчи. 

В Полтавском сражении погибло 1345 тысяч русских солдат и офицеров. Убито 8 тысяч и взято в плен 16 тысяч шведских солдат и офицеров. Захвачена казна шведов (400 тысяч рублей) и оружие. 
(Слайд № 17). 
Такова цена победы. Многие участники сражения получили медали (солдаты - серебряные, офицеры- золотые) с изображением Петра на фоне битвы и надписью «За Полтавскую баталию». Пётр I создал проект монумента в честь победы. 

19 ученик. 
На следующий день, 28 июня, состоялась печальная торжественная церемония погребения погибших. Были вырыты две братские могилы для русских солдат и офицеров. 
Пётр произнёс краткую речь и бросил первую лопату земли в могилу. Раздался троекратный громовой салют, музыка и над павшими вырос могильный курган. 
Всех раненых отвезли в Полтаву, где было открыто много госпиталей. Раненых шведов лечили на равных правах с русскими. Пётр милостиво обошёлся с пленными. Велел выдать им провиант и разрешил желающим работать на казённых работах или заниматься ремёслами. Шведы же проявляли систематически жестокость по отношению к русским пленным. 
11. Заключительное слово. (Слайд № 18). 

Учитель литературы. 
В эпилоге поэмы «Полтава» А.С.Пушкин рассуждает о том, кто достоин забвения, а кто посмертной славы. Карл, Мазепа забыты историей. В исторической памяти остался лишь Пётр- герой Полтавы, утверждавший мощь и величие России. 

В гражданстве северной державы, 
В её воинственной судьбе, 
Лишь ты воздвиг герой Полтавы, 
Огромный памятник себе. 
12. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (Слайд № 19).



4 комментария:

  1. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории16 декабря 2012 г. в 15:09

    Здорово! Какая вы умница, Галина Владимировна.Надеюсь работа будет продолжена и вы ещё не раз побалуете посетителей вашего блога новыми разработками интегрированных уроков.

    ОтветитьУдалить
  2. Приветствую Вас, Елена Михайловна! Признательна Вам за то внимание, которое Вы оказываете моей работе. Я очень дорожу Вашим мнением, а Ваша оценка моей деятельности заставляет меня всё время двигаться вперёд.

    ОтветитьУдалить
  3. Балахова Вера Павловна. заслуженный учитель Кубани17 декабря 2012 г. в 13:56

    Здравствуйте, Галина Владимировна! Благодарю Вас за интереснейший урок по поэме А.С. Пушкина "Полтава". Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой, когда в недалёком будущем мои ученики будут изучать поэму. Подобные уроки вызывают интерес, желание углубить свои знания, расширить границы уже изученного. Буду терпеливо ждать новых неожиданных интегрированных уроков. С глубоким уважением,
    В.П. Балахова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вера Павловна! Рада вновь видеть Вас среди читателей моего блога. Мне очень приятно, что эта разработка Вас заинтересовала. Такие уроки, действительно, поддерживают интерес к предмету, помогают представить более целостную картину мира.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...