11.11.2012

Внеклассная работа

КВН  филологов и математиков

или история одного мероприятия. 

Отношения между теми , кто хорошо знает математику, и теми, кто хорошо знает литературу, зачастую складываются весьма драматично. "Математики" и "лирики" - так порой пренебрежительно делим мы, учителя, своих учеников . А ведь за этим противопоставлением таятся глубинные противоречия. Это и противостояние двух наук, и особенности мышления, и умственное развитие учащихся.
Что важнее: математика или литература? Какие знания более полезны в современном мире? Однозначно на эти вопросы ответить нельзя. Ведь наука делает из человека специалиста, а искусство делает из специалиста человека. А, может быть, попытаться примирить и тех, и других?  Как показывает практика, порой неразрешимые противоречия становятся основой прочных и стабильных отношений. Так, дружба коллег (учителя математики Лысенко О.А. и учителя русского языка и литературы Богиной Г.В.)  вылилась в творческий тандем, плодотворный союз , в результате которого и родилась идея проведения  замечательного праздника ума и интеллекта - КВНа филологов и математиков.
Но, как писал А.С. Пушкин, "Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво..." Проводилась огромная кропотливая работа по отбору материала, составлению сценария. И вот, что из всего этого получилось. 
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию разработку внеклассного мероприятия.
(На фотографии Лысенко О.А., учитель математики , завуч по УВР МБОУ гимназии № 18 и Богина Г.В., учитель русского языка  и литературы. Мы начинаем КВН!)   
КВН

1.     Вступление
Спор математика и филолога.

Математик:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?

Филолог:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

Математик:
Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Филолог:
Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик:
Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Филолог: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

Учитель:
Друзья мои! не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.

Ведь ещё Пушкин утверждал,
А он – то толк уж в этом знал,
Без вдохновения, друзья,
И в математике нельзя.

Тур 1
Пути литературы и математики идут параллельно и очень часто пересекаются. Многие великие математики писали художественные произведения, и многие поэты увлекались математикой.

Задание 1. Викторина.
1. Кто из русских поэтов и писателей окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов; Андрей Белый – физико-математический факультет Московского университета; Александр Исаевич Солженицын - физико-математический факультет Ростовского университета)

2. Кто из русских поэтов и писателей серьёзно занимался математикой? (Велимир Хлебников увлекался математикой, но не окончил математический факультет Казанского университета; Ф.М. Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище; М.Ю. Лермонтов)

3. Кто из великих математиков серьёзно занимался литературой? (Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон)- математик, автор произведений «Алиса в стране чудес», «Зазеркалье»; Софья Васильевна Ковалевская стала первой женщиной-академиком в России, но при этом она интересовалась не только математикой, но и литературой, написала несколько повестей и романов; М.В. Ломоносов – учёный, математик, разработал реформу стихосложения)

4. В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10000)

5. Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)

6. Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? (Л.Н. Толстой)

7. "В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)


Тур 2

Математик:
Один известный стихотворец в молодости посещал лекции великого математика Гаусса и весьма преуспевал. После же он полностью посвятил себя творчеству и оставил занятия. Когда Гаусса спросили, что тот думает о своем бывшем ученике, великий ученый сказал: “Он стал поэтом. Для математики у него не хватало воображения”.

Филолог:
А один известный русский писатель А.Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений принесла ему математика. Уже в детстве у него было сильно развито воображение – черта обязательная, важная для писателя, - и оно уносило его в сторону от текста задачи.

Учитель:
- Друзья мои! Без воображения, как и без вдохновения, нельзя ни в математике, ни в литературе. Следующие задания подтверждают эту истину.


Задание 1. Прочитайте отрывок из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» и ответьте на вопросы.
- Что мешало мальчику решать задачу? Нужны ли в деловом описании детали и подробности?
- Можете вы представить себе купца по тексту задачи? А по художественному описанию? Что помогло вам «увидеть» этого человека? Назовите средства выразительности и их роль.

"Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту.»

Ответ: ( «темная, как щель» - сравнение; «пыльном сюртуке», «унылым лицом», «тощие руки», «тусклыми неживыми глазами», «весь скучный и плоский, высохший» - эпитеты; они раскрывают отношение автора к тому, что он описывает)

Вашему вниманию предлагаем ещё одну задачу, про купца, придуманную А.П. Чеховым в рассказе «Репетитор». Эту задачу не смогли решить ни репетитор, ни его ученик.

Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Репетитор» и решите задачу.
Учитель берет задачник и диктует:
— «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»...
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».
— Решайте же! — говорит он Пете.
— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...
Из рассказа А.П.Чехова "Репетитор"
Задача
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное - 3 рубля.
Ответ:
Решение. Пусть синего сукна было х аршин, тогда черного (138-х) аршин. 5х+3(138-х)=540
5х+414-3х=540
2х=126
х=63(аршина) синего
138-63=75(аршин) черного.
Ответ: синего 63 аршина, черного 75 аршин.

Учитель:
Проанализировав преподавание начальной математики в школах, великий мастер слова Л.Н. Толстой подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Л.Н. Толстого к написанию учебника "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя.
Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:

"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии". "Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".

Задание 3. Решите задачу Л.Н. Толстого.

Задача из "Азбуки" Л.Н.Толстого (1828-1910 гг.)

Задача
Пятеро братьев разделили между собой наследство отца поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собой, и тогда у всех пяти братьев стало поровну. Много ли стоили дома?

Ответ:
Решение
800*3=2400(руб.) - заплатили двум меньшим;
2400:2=1200(руб.) - получил каждый в наследство;
1200*5:3=2000 - стоил дом.

Ответ: дом стоил 2000 рублей.

Тур 3

Учитель:
Испокон веков противопоставлялись холодная, рассудочная математика и яркие, образные гуманитарные науки, сухие математики и яркие поэты, артисты, художники. Такие представления нашли отражение в известных стихах:

А ему хорошо и не нудно,
Что живёт он, сух и покорен!
Зато он может ежесекундно
Извлекать квадратный корень! (В. Маяковский)

Или

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими – не живи настоящим, 
Только грядущее область поэта…(В. Брюсов )

Такое противопоставление не вполне корректно. И ярким примером тому является великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.
М. Ю. Лермонтов очень любил математику. Он всегда возил с собой учебник математики, с удовольствием решал математические задачи, удивлял сослуживцев умением демонстрировать математические фокусы на отгадывание задуманных чисел.
Современники поэта вспоминают, что когда Тенгинский полк стоял в Анапе, офицеры заговорили вдруг об учёном кардинале, который мог устно решать сложнейшие математические задачи. Лермонтов предложил всем присутствующим свой фокус, требующий выполнения следующих действий.


Задание 1. Выполните действия, указанные М.Ю. Лермонтовым. Задумайте число, прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 125, вычтите 37 и затем задуманное число, разность умножьте на 5, полученное произведение разделите на 2. В результате должно получиться 282,5.

Вопрос: В чём смысл этого фокуса?

М.Ю. Лермонтов успешно демонстрировал свой математический фокус и имел репутацию искусного математика.


Тур 4

Взаимоотношения математики и гуманитарных наук, прежде всего – искусства, всегда являлись предметом размышлений поэтов и мыслителей. Примером тому являются работы А. Белого, В. Хлебникова, Н. Гумилёва и современных поэтов:
Между поэтом и учёным
Лежит извечно полоса:
Один пришёл открыть законы,
Другой – на мир открыть глаза.
(А. Марков)
Математик:
- Чего может ждать филология от математики?
Филолог:
- Чем может помочь филология математике?
Следующее задание поможет дать ответы на эти вопросы.

Задание. Прочитайте текст и выполните задания.
1.                          Подберите заголовок к данному тексту.
2.                          Выпишите числительные, разделяя их на три группы: 1) простые; 2) сложные; 3) составные.
3.                          Сравните математические понятия простые и составные числа и лингвистические понятия простые и составные числительные . Совпадают ли они? Обоснуйте свою точку зрения.

Жюль Верн – величайший фантаст XIX века – высказал в своих книгах 108, как представлялось, невероятных идей. Но прошло время, и 64 из них сбылись или обязательно сбудутся в ближайшие годы, 32 – принципиально осуществимы и только 10 признаны сегодня ошибочными.

Герберт Уэллс – последователь и продолжатель Жюля Верна – предложил 86 идей. Сбылись уже или вот – вот сбудутся 57 из них, принципиально осуществимы - 20, ошибочны – 9.

Александр Беляев предложил 50 идей, из которых реализовались или могут быть реализованы – 21, осуществимы в принципе – 26, ошибочны – только 3…

Тур 5

Язык математики и его основные элементы.
Математик:
«Математика больше похожа на разновидность общего языка, приспособленного для выражения соотношений, которые либо невозможно, либо сложно излагать словами.»
                          Нильс Бор
Филолог:
«А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык?
Разве не языком держится вся философия и вся ученость?
Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить: порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку.»
                 Эзоп


Учитель:
Каждая наука имеет свой язык, понять который «непосвящённому» трудно. Вряд ли любой человек поймёт смысл медицинского диагноза, утверждений механиков, химиков, лингвистов. Имеет такой язык (может быть, точнее – диалект) и математика.
Основой такого языка являются символьные, буквенные обозначения рассматриваемых величин и операций над ними. Смысл их в том, что сформулированные законы сохраняют общность, какие бы конкретные значения ни принимали эти величины:
a+ b = b+ a, ab= ba, (a+b)2 = a2 + 2ab+ b2

Задание 1.

Учитель:
Теснейшая связь между лингвистикой (как частью филологии) и алгеброй (как частью математики) можно проиллюстрировать знаменитой фразой Щербы:
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка».
Эта фраза иллюстрирует особенности построения русской фразы, но она фактически является переносом принципов алгебры в лингвистику: можно заменять условные «слова» Щербы конкретными словами и получать осмысленные фразы русского языка, например:
«Рыжая корова сильно толкнула козла и гоняет козлёнка.»
или
«Молодая студентка щедро одарила парнишку и ласкает ребёнка.»

Задание 2. Заменяя условные «слова» Щербы конкретными словами, придумайте осмысленные фразы в соответствии с нормами русского языка.(5-8 фраз)

Учитель:
К словам, употребляемым каждый день, мы часто находим синонимы, омонимы, антонимы и т.д. Все это делает нашу речь более яркой и выразительной. «Математическая» речь так же подчиняется правилам русского языка, что позволяет превратить ее из сухой и непонятной речи в яркую, образную и выразительную.

Задание 3. Каждому из приведенных терминов вы должны подобрать синоним и антоним.



Термин
Синоним
Антоним
1
интервал


2
корень


3
линия


4
Асимметрия


5
константа


6
минус


7
уравнение


8
дробь


9
переменная


10
квадрат





синоним
антоним
1
интервал
промежуток
отрезок
2
корень
радикал
степень
3
Линия
прямая
отрезок
4
Асимметрия
несоразмерность
симметрия
5
Константа
постоянная
переменная
6
Минус
вычитание
плюс
7
Уравнение
равенство
неравенство
8
Дробь
часть
целое
9
Переменная
неизвестная
константа
10
квадрат
Четырехугольник, прямоугольник
круг

Заключение
Филолог:
Традиционно существует взаимное неприятие «филологами» формальных математических методов, а «математиками» – поэтических и образных «красивостей». Однако в последнее время это взаимное неприятие сглаживается, появляется все больше попыток «алгеброй гармонию проверить» и выявить гуманитарный компонент так называемого «точного» знания.

Математик:
Современная культура едина, она в равной степени включает знания гуманитарных и естественных наук. И если вряд ли можно считать культурным человека, не имеющего представления о Пушкине, Толстом, Чайковском и Ренуаре, то также трудно считать культурным человека, ничего не знающего об Архимеде, Декарте, Эйнштейне.

8 комментариев:

  1. Самойлова Елена Михайловна14 ноября 2012 г. в 21:59

    Здорово! Очень необычный, замечательный пример интегрированного урока.Спасибо за такой необычный материал. Возьму на вооружение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Михайловна! Я очень рада, что Вам понравилось. Мне, как начинающему блогеру, приятно внимание коллег к материалам, которые я размещаю на страницах моего блога.

      Удалить
  2. Балахова Вера Павловна28 ноября 2012 г. в 20:46

    Здравствуйте, Галина Владимировна! Удивительный сценарий! Прочитала, восторгаюсь! Отлично!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вера Павловна! Спасибо за добрые слова, за столь высокую оценку моей работы.

      Удалить
  3. Нашеба Людмила Валентиновна, заместитель директора МБОУ гимназии № 18 по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей категории16 декабря 2012 г. в 14:58

    Совершенно неожиданный пример интегрированного урока. Ведь все привыкли, что традиционно близкой к литературе является история. И это бесспорно, но математика, как одна из древнейших наук, заняла в вашей работе своё достойное место. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Валентиновна! Рада видеть Вас среди читателей моего блога.
      На первый взгляд, математика и литература, действительно, далеки друг от друга, но тот факт, что многие писатели увлекались точными науками и, наоборот, математики занимались литературой, позволяет поставить эти науки рядом. Наверно, в этом и заключается гармония.

      Удалить
  4. Нашеба Людмила Валентиновна, заместитель директора МБОУ гимназии № 18 по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей категории16 декабря 2012 г. в 14:59

    Спсаибо за разработку столь необычного урока. Живо, здорово, интересно, имеет право на дальнейшее развитие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Людмила Валентиновна! Спасибо, что проявляете интерес к моей работе. Ваша поддержка мне сейчас просто необходима.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...