03.12.2012

Готовимся к экзаменам по литературе

Когда нужно начинать подготовку к экзамену по литературе? Такой вопрос очень часто задают не только учащиеся, но и их родители. Но каждый учитель литературы знает и понимает, что делать это нужно задолго до того момента, как  ученик приходит в выпускной класс (в девятый или одиннадцатый). Поэтому ответ один: подготовку нужно начинать как можно раньше.
Как это сделать? В первую очередь, необходимо пересмотреть систему контроля знаний учащихся. Ведь давно уже не секрет, что сочинения по литературе, как правило,списываются учениками. Что же делать в данной ситуации? Нужно учить детей письменно отвечать на проблемные вопросы, построенные по типу экзаменационных заданий, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ по литературе.  По окончании изучения произведения какого-либо писателя в качестве контроля знаний гораздо эффективнее проводить контрольную работу в формате новых требований, предъявляемых нашим выпускникам.
Такая работа способствует повышению уровня знаний учащихся и формирует необходимые умения и навыки на ранних этапах подготовки к экзаменам.
Предлагаю Вашему вниманию разработки контрольных работ по литературе для учащихся 8-х классов.

 Контрольная работа
по поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри»

1 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос.
1.     Какой приём применяет автор располагая слова следующим образом: «Чешуёй была покрыта золотой её спина»?

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
2.     Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она, как червь во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз».

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
3.     Какие черты романтического героя присущи Мцыри?
4.     Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
5.     Можно ли действительно считать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свой ответ.

Контрольная работа
по поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри»

2 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос.
1.     Какой приём звукописи использует автор в описании грозы?
…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
2.     Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она (страсть) изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их (гор)».

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
3.     Как вы думаете для чего М.Ю Лермонтову в поэме «Мцыри» необходим был именно «кавказский материал»?
4.     Какую роль играет пейзаж для понимания внутренних стремлений героя, его характера?
5.     Что такое кульминация? Что является кульминацией поэмы и почему?



Контрольная работа
по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос.
1. Стремление сыграть роль выше той, которая определена положением человека, после выхода пьесы стали называть по имени одного из главных героев комедии «Ревизор». Какое название получило явление, связанное с «приукрашиванием» своих личных заслуг?
2. Сюжет пьесы начинается и заканчивается появлением одной и той же детали. Только в начале пьесы этот предмет носит характер предупреждения, а в финале пьесы становится разоблачением. Назовите, о чём идёт речь.
3. Кого из русских литераторов «похлопывает по плечу» Иван Александрович Хлестаков? (Фамилию литератора запишите в именительном падеже.)

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
4. В чём состоит композиционная особенность комедии Н.В. Гоголя«Ревизор»?
5. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор» с городничим, можно соотнести с каждым элементом сюжета.
Экспозиция - ____________________________________________________
Завязка - _______________________________________________________
Развитие действия - ______________________________________________
Кульминация - __________________________________________________
Развязка - ______________________________________________________
6. Почему в речи городничего большое место занимают реплики в сторону?

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
7. Можно ли назвать страх одним из героев комедии Н.В. Гоголя? Почему?
8. Какую роль в пьесе играет финальная немая сцена?

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 5-8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

9. Как вы думаете, исчезли ли в наше время взяточничество, халатность, страх перед начальством, глупость, использование служебного положения в личных целях – всё то, над чем смеялся ещё Н.В. Гоголь?
Контрольная работа
по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

2 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос.
1. Стремление сыграть роль выше той, которая определена положением человека, после выхода пьесы стали называть по имени одного из главных героев комедии «Ревизор». Какое название получило явление, связанное с «приукрашиванием» своих личных заслуг?
2. Сюжет пьесы начинается и заканчивается появлением одной и той же детали. Только в начале пьесы этот предмет носит характер предупреждения, а в финале пьесы становится разоблачением. Назовите, о чём идёт речь.
3. Кого из русских литераторов «похлопывает по плечу» Иван Александрович Хлестаков? (Фамилию литератора запишите в именительном падеже.)

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
4. В чём состоит композиционная особенность комедии Н.В. Гоголя«Ревизор»?
5. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор» с Хлестаковым, можно соотнести с каждым элементом сюжета.
Экспозиция - ___________________________________________________
Завязка - _______________________________________________________
Развитие действия - ______________________________________________
Кульминация - __________________________________________________
Развязка - ______________________________________________________
6. Почему в речи Хлестакова мы не видим реплик в сторону?

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
7. На какое единственное «честное, благородное лицо» указывает Н.В. Гоголь в «Ревизоре»? На что надеялся автор, создавая свою комедию?
8. Какую роль в пьесе играет финальная немая сцена?

Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 5-8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
9. Как вы думаете, исчезли ли в наше время беззастенчивое, безудержное хвастовство, враньё, крайняя несерьёзность, легкомысленность, ложь, фразёрство – всё то, что зовётся хлестаковщиной ?

5 комментариев:

  1. Стелакова М.С., Калининградская обл.9 декабря 2012 г. в 16:24

    Мне очень понравились эти работы.Если не возражаете,то буду использовать на уроках.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Рада видеть Вас среди читателей блога. Мне очень приятно, что мой опыт оказался Вам полезен. Использование таких контрольных работ способствует подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

      Удалить
  2. молева ангелина9 декабря 2012 г. в 16:43

    Галина Владимировна, спасибо за предоставленную статью. Воспользуюсь этой полезной информацией, чтобы подготовиться к экзамену.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ангелина! Рада приветствовать вас на страницах моего блога! Советую вам внимательно изучить материалы, расположенные и на других страницах. Они адресованы не только учителям , но и учащимся. Особенно уделите внимание информации, посвящённой подготовке к ГИА. Поверьте, это поможет вам более качественно подготовиться к экзамену.

      Удалить
  3. Я влюблен в ваше творчество

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...