09.11.2012

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Продолжаю публикацию возможных вариантов решения заданий С2, С4, в которых требуется не только привлечение литературного контекста, но и содержательное обоснование для сопоставления. Этот материал интересен как учителям, работающим в старших классах, так и выпускникам при подготовке к экзаменам по литературе.

Тема «отцов и детей» в русской литературе
     Вопрос: В каких произведениях русской классики нашла своё отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М. Шолохова?

     Контексты: А. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом), А. Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»), Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»), И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир».

     Обоснования для сопоставления: истоки характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.


Тема любви в русской литературе

     Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме любви?

     Контексты: А. Пушкин «Я Вас любил…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…»; Ф. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»); Н. Некрасов «Прости»; А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»; В. Маяковский «Лиличка!», О. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

     Обоснования для сопоставления: любовь как предмет высокой поэзии; психологическая правда любовных переживаний; представление о женщине как об источнике красоты, гармонии, вдохновения, неизъяснимых наслаждений; благодарность женщине за любовь; любовь как символ духовного возрождения; поэтизация образа возлюбленной; любовь как движущая жизнью сила («…всё движется любовью…»).

     Вопрос: В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

     Контексты: М. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…», Н. Некрасов «Я не люблю иронии твоей…», А. Ахматова «Песня последней встречи».

     Обоснования для сопоставления: любовь как драма; «поединок» двух индивидуальностей; «поединок роковой»; недолговечность счастья; любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания; мотив разлуки, расставания, «последней встречи»; «блаженство и безнадежность»; способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.

     Вопрос: Кто из русских поэтов связывал изображение природы с любовными мотивами и в чём эти произведения созвучны стихотворению Б. Пастернака «Никого не будет в доме…»?

     Контексты: А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», С. Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…», А. Ахматова «Песня последней встречи».

     Обоснования для сопоставления: взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний; любовь – продолжение жизни природы; психологическая функция пейзажных зарисовок; «природность» образа женщины; психологический параллелизм; одушевление предметов окружающего мира; художественная деталь; поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и подробностей.


Тема отечественной истории в русской литературе

    Вопрос: Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?

    Контексты: М. Лермонтов «Бородино», С. Есенин «Русь Советская», А. Ахматова «Реквием», А. Твардовский «Василий Тёркин».

     Обоснования для сопоставления: вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.


 




4 комментария:

  1. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории16 декабря 2012 г. в 14:52

    Задания на сопоставления хоть и небольшие по объёму, но очень ёмкие по содержанию. Поэтому они самые трудные. Спасибо за предложенные варианты сопоставлений. Буду с нетерпением ждать нового материала на этой странице, ведь варианты сопоставлений в экзамене по литературе порой удивляют своей неожиданностью.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Михайловна! Варианты сопоставлений удивляют не только своей неожиданностью, но и порой поражают сложностью. Было бы очень здорово, если бы Вы тоже поделились своими наработками в этой области. Ведь одна голова хорошо, а две лучше.

    ОтветитьУдалить
  3. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории17 декабря 2012 г. в 21:12

    Открыта для общения, всегда рада сотрудничеству с вами, пригалашаю на семинары, которые как тьтор провожу для коллег, готовящих выпускников к ЕГЭ по литературе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Елена Михайловна! Я имела честь присутствовать на нескольких таких семинарах. Получила не только удовольствие от общения с Вами, но и методическую помощь. Ваши советы и рекомендации очень помогают мне в работе по подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...