09.12.2012

Готовимся к экзамену. ГИА: задание 1.2.2.


Наибольшие затруднения у девятиклассников вызывает необходимость грамотного и уместного использования литературоведческой терминологии, а также речевое оформление сочинений. И хотя на данном этапе обучения не представляется эффективным напрямую формулировать вопросы, выявляющие знание школьниками уровень владения терминами, экзаменуемый опосредованно должен использовать этот пласт учебного материала при написании развёрнутых ответов.
Особое затруднение у учащихся вызывает выполнение задания 1.2.2, в котором проверяется знание изобразительно-выразительных средств и понимание их роли в художественном тексте. Ведь экзаменуемому предстоит не только продемонстрировать уровень владения этими терминами , умение нахождения их в тексте, но и объяснить их роль в контексте замысла писателя.
В целях более успешной подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов по литературе преподавателю необходимо добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов в практике школьного анализа художественного произведения. Основные теоретико-литературные понятия включены в кодификатор. Данный перечень даёт возможность повторить определённый набор терминов, включая их в задания, направленные на подготовку к ГИА по литературе.

Приступая к подготовке к экзамену, учитель сталкивается с вопросом: с чего начать?
Позвольте дать Вам несколько советов по подготовке к заданию 1.2.2. Это те первые шаги, которые должен сделать выпускник под руководством учителя, готовясь к итоговой аттестации.
1. Внимательно изучите систему изобразительно-выразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.
2. Выучите определения изобразительно-выразительных средств.
3. Постарайтесь запомнить роль средств выразительности в художественном тексте. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. 
4. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.
5. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.

Обратите внимание, что обращаясь к различным пособиям по подготовке к ГИА, вы не найдёте готовых ответов на экзаменационные вопросы. Дело в том, что готовая отчеканенная форма довлела бы над учеником и учителем, лишала бы возможности творческого поиска. Ведь цель подобного вопроса - не проверка знания учеником заведомо известной истины, а выявление у него умения понимать и интерпретировать фрагмент текста, рассуждать на его основе и свободно высказывать свои мысли. Ученику предстоит самостоятельно  создать связное монологическое высказывание на литературную тему, опираясь на знания, полученные на уроках литературы, а учитель во время подготовки должен направлять и контролировать этот процесс с учётом требований, предъявляемых выпускникам во время итоговой аттестации.  

Предлагаемые Вашему вниманию вопросы в формате ГИА позволят учителю подготовить учащихся к выполнению задания 1.2.2. Данные вопросы также будут полезны и при самостоятельной подготовке к экзамену. 
1. Какую роль в стихотворении играют эпитеты? (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»)
2. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева? («Есть в светлости осенних вечеров…»)
3. Охарактеризуйте эпитеты, найденные поэтом для воссоздания центрального образа стихотворения. (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)
4. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
5. Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам? (В.А. Жуковский «Невыразимое»)
6. Как приём антитезы помогает воплотить замысел автора? (Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»)
7. С какой целью поэт использует в этом стихотворении развёрнутое сравнение? (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)
8. Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.А. Крылов для создания басенных образов «Свиньи под дубом»?
9. Какую роль в стихотворении А.А. Фета «В дымке – невидимке…» играет приём олицетворения?
10. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ весенней природы? (А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...