06.02.2013

Федеральные государственные образовательные стандарты

Быть или не быть ... литературе

Литература с трескучими фразами,
Полная духа античеловечного,
Администрация наша с указами
О забирании всякого встречного,-
Дайте вздохнуть!..
Н. А. Некрасов, 1862 г.

Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации устанавливаются в соответствии с требованиями Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ». И вот эти-то стандарты и вызывают массу вопросов, в частности в области преподавания русского языка и литературы.
В соответствии с новыми требованиями в примерной программе по литературе, рекомендованной Российской академией образования, мы не увидим таких писателей, как А. Куприн, Н. Лесков, Алексей Толстой, шолоховский «Тихий Дон» будут изучать по отдельным главам, из программы убрали «Медного всадника» А. Пушкина, гоголевские «Петербургские повести», а также «Даму с собачкой», «Человека в футляре» А. Чехова.
А гордостью отечественной литературы ХХ столетия, согласно базовой программе, предложено считать Ю. Домбровского, Л. Улицкую, А. Эппель ... А вот Н. Рубцов, В. Астафьев, А. Вампилов, В. Белов такой чести не удостоены, оттого и в программу базового уровня не попали...Не в обиду им, кроме вышеперечисленных, из программы изъяты и И. Крылов, В. Жуковский, А. Грибоедов, поэты пушкинской поры, в том числе Е. Баратынский, К. Рылеев, А. Кольцов, И. Никитин, А., А. Майков, а также И. Шмелёв, К. Симонов, М. Исаковский... 

Более того, специалисты, составлявшие программу, в перечне рекомендованных писателей, расставили их просто по алфавиту: за А. Островским следует Б. Пастернак, за В. Пелевиным с его «Generation «П» - А. Платонов, потом А. Пушкин с несколькими лирическими произведениями... И хотя составители программы уверяют, что она построена «с учетом историко-литературного принципа», складывается впечатление, что именно он-то и отброшен в первую очередь. А ведь изучение литературного произведения без погружения ученика в эпоху невозможно, т.к. факт появления на свет того или иного произведения теснейшим образом связан с историческими событиями, неотрывен от идейных и нравственных исканий определенного периода в истории, наконец, от побед и поражений страны в ту или иную эпоху.
Академик РАН Всеволод Юрьевич Троицкий уверен: «Сверхзадача последнего документа (новой программы по литературе) прозрачна: он приближает филологические знания современного ученика (и без того уже не соответствующие задачам школы в России) к уровню, при котором у школьника НЕ МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ должного представления о самых значительных явлениях русской словесности в историческом развитии, в основополагающих национальных устремлениях к человечности и любви, в соцветье важнейших её идеалов, патриотизма, пафоса созидания, уважения к труду, стремления к Истине, добру, справедливости и вере в окончательную победу добра». 
«При этом, - замечает академик В. Троицкий, - они (программы) еще обнаружили неприятие «русского духа», «русского ума и сердца», то есть того, на чём держалась и держится вся русская культура». 
Не плохо бы чиновникам понять, что «без русского духа», «русского ума и сердца» - нет русской культуры, а без русской культуры - не может быть и вообще культуры в России. 
Конечно, привычная система преподавания литературы в школе неидеальна. Но она - не мертворождённая, в ней есть пространство и для творчества, и для эксперимента. Самое забавное, что никто так толком и не объяснил народу, чем же плохи были старые стандарты. Но главное, народ так не убедили в том, чем же «новые» лучше «старых». 
Ясно одно: отказываясь от традиции, от классики, мы сокровища меняем на бижутерию. В результате - просто торжествует безграмотность. 
Но особенно вызывает тревогу тот факт, что согласно так называемому «стандарту второго поколения» в средней школе российским старшеклассникам больше не будут преподавать русский язык и литературу по отдельности. Согласно новым стандартам образования с будущего года оба предмета объединят в один, а сам предмет «русская литература» упраздняется. А ведь развернуто мыслить, формировать свой духовный мир, расширять словарный запас помогали именно уроки литературы. Нововведение уже вызвало горячие споры между разработчиками программы и учителями. 
В каких школах опробуют это нововведение, пока неизвестно, не ясно и то, какое количество часов потребуется на освоение дисциплины. Новую, пока еще не разработанную программу в качестве эксперимента введут со следующего года, а к в 2020 году на нее планируют перевести всех. 
А ведь каждый учитель русского языка и литературы знает и понимает, что не только объединять эти предметы нельзя, их нужно разъединять. Прошедший этим летом впервые Всеросийский съезд учителей русского языка и литературы выпустил очень категоричную резолюцию: слияние недопустимо, методически не обоснованно, препятствует решению образовательных задач. Что подтверждают и ученые.Мне кажется, что вести русский язык и литературу должны разные преподаватели. Русский язык я оцениваю как точный предмет. Он организован как математика, он строг и логичен. А литература всегда воздействует на эмоции, на развитие души человеческой. 
Конечно, сама идея объединения русского языка и литературы в один предмет не нова. Так, в школах дореволюционной России была такая дисциплина и называлась она "словесность". Противники  же нововведения говорят, что из года в год успеваемость учеников и так падает, и если пойти по пути такого объединения, то, возможно, будущие старшеклассники не будут толком знать ни родного языка, ни литературы. 
Интернет полон гневных откликов на вводимый «новый стандарт». Судя по всему, борьба за то, чтобы не позволить реализовать программу оболванивания российских детей, продолжится. Лишаясь возможности на примере русской литературы морально и нравственно воспитывать детей в школе, МЫ ПОЛУЧИМ В ИТОГЕ ШАРИКОВЫХ. 

3 комментария:

  1. Самойлова Е.М.8 февраля 2013 г., 21:29

    Разделяю ваше недоумение и полностью согласна с тем, что нас ожидает поколение не только Шариковых, но и планшето и айфонозависимых детей, полностью зомбированных Интернетом.

    ОтветитьУдалить
  2. Какой краткий, но какой ёмкий комментарий. Прямо в в точку. Восхищён!

    ОтветитьУдалить
  3. Приветствую всех, кого волнует судьба русской классической литературы! Данный стандарт по литературе вызвал массу возмущений в обществе. Ведь, действительно, такие игры с нашим культурным наследием могут привести к духовной деградации. А этого допустить нельзя! Почему же эти последствия, столь очевидные для всех, до сих пор не поняли разработчики новых стандартов? Ни один здравомыслящий человек не сможет дать ответ на этот вопрос.
    И если уже Владимир Владимирович Путин принял участие в обсуждении стандартов и открыто выступил в защиту русской литературы, есть надежда, что чиновники от образования наконец одумаются и всё вернут "на круги своя".
    Отсутствие пиетета перед классикой приведёт и к уничтожению нашей духовной культуры.
    Спасибо всем за неравнодушие!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...