18.11.2012

ГИА: рекомендации к заданиям 1.1.3 и 1.2.3 или "рецепт готового счастья"

Выполнение заданий 1.1.3 или 1.2.3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений). Эти задания расширяют границы проверяемого материала и определяют уровень сформированности важнейших предметных компетенций.  
Но их выполнение вызывает затруднения у учащихся, т. к. они плохо справляются с выявлением оснований для сравнения художественных произведений, с трудом находят элементы сходства или различия между ними.
Затруднения школьников также связаны и с тем, что они не могут правильно построить письменное высказывание, оформить его композиционно, соблюсти логичность и последовательность, часто подменяют анализ пересказом текстов.
Что же делать в этой ситуации? Попробуем дать "рецепт" готового счастья. Я предлагаю Вашему вниманию типовые конструкции, клише, которые помогут ученикам грамотно и правильно построить ответ на экзаменационный вопрос, оформить логические переходы от одной мысли к другой. Главное,  нужно соблюдать несколько правил:

1. Помните: основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по-разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства, а затем различия (если они есть).  
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа.
3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.  

Клише

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 
2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.
3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.
4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство...
5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 
6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность)
7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет...
8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств ( Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.
9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.
10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.

2 комментария:

  1. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории16 декабря 2012 г. в 15:06

    Спасибо за предложенный материал. Он очень полезен как учителям, так и учащимся. Потому что ГИА по литературе в 9 классе сложен, а в некоторых заданиях порой и не уступает даже вариантам ЕГЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Елена Михайловна! Экзамен по литературе в 9 классе действительно сложен. Эта сложность объясняется ещё и тем, что нет каких-то чётких и конкретных рекомендаций. А ведь хочется подготовить учеников как можно лучше, предусмотреть все возможные случаи. Вот и приходится что-то выдумывать и изобретать готовые формулы.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...