Задача рубрики – показать красоту слова, помочь увидеть его значимость, почувствовать его уникальность, распознать целительную или разрушительную силу слов. Как писал Л.Успенский, необходимо не только «думать словами», но и «думать о словах».
Библейское изречение гласит: «В начале было слово…». Но мало кто из нас серьёзно задумывался над смыслом этой фразы. На уроках русского языка мы изучаем слово с точки зрения науки с ее классификационными категориями и строгими законами. И живые созвучия слов укладываются в скупые характеристики-диагнозы: это – существительное, прилагательное, глагол и т. д. Но ведь еще В.Сухомлинский предупреждал: «До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков, – нельзя вообще начинать обучение грамоте».
Издревле в народе культивировалось уважительное отношение к слову. Но удалось ли передать это уважение молодому поколению? К сожалению, приходится констатировать, что сегодняшние школьники зачастую равнодушны к словам как знакомым, так и неизвестным.
Те слова, которые давно известны, для учеников так же естественны, как воздух, ведь привычного не замечаешь, над привычным не задумываешься. Слова незнакомые так порой и остаются незнакомцами, мимо которых проходишь в житейской суете, не замечая и не обращая внимания на существование их неповторимого мира, на уникальность каждого слова. Сегодняшние школьники остаются глухи к интонациям, переливам, мелодичности родного слова. Возможно, это происходит потому, что детей не учат радоваться слову, удивляться ему, восхищаться им.
Задача учителя-словесника заключается в том, чтобы помочь ребятам увидеть слово в мире других слов, почувствовать, какие взаимоотношения существуют между ними, каким новым смыслом наполняется слово. Для этого необходимо воспитать интерес к слову как к индивидуальности, имеющей свою биографию, своих родственников, друзей, врагов и т.д.
Особенно интересно рассмотреть слово в поэтическом контексте, так как, «участвуя в жизни нового поэтического сообщения, слово тянет за собой все свое прошлое, свою роль и обычаи, связанные с принадлежностью к данной языковой системе». Отношения слов в контексте становятся подчас весьма драматическими: былые противоположности стираются, а связи рвутся. Этот драматизм их отношений имел в виду Гораций, когда отмечал, что слова должны удивляться своему соседству. Важно, чтобы удивились и наши ученики, заметив, что в контекстах часто происходит переосмысление одного слова под влиянием другого.
В трудной ситуации вспоминаю слова Вадима Шефнера:
ОтветитьУдалитьКогда сказать захочешь слово,
Мой друг, подумай не спеши,
Оно бывает то свинцово,
То рождено свинцом души.
Оно, то жаворонком весело,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет,
Им можно радости прибавить,
Иль радость ядом отравить,
Им можно лед зимой расплавить,
Иль камень в крошку раздробить.
Оно ограбит и одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай прежде, чем ударить
Того, кто слушает тебя!
Здравствуйте, Наталья Александровна! Действительно,какое замечательное стихотворение Вадима Шефнера! Я всегда призываю к бережному отношению к слову. Ведь каждое слово - это сгусток энергии, в каждом таится огромная сила...Вспоминаются слова Ф. Тютчева:"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..."
УдалитьP.S. Уважаемая Наталья Александровна! Большое Вам спасибо за стихотворение и за то внимание, которое вы оказываете моему блогу.
Здравствуйте, Галина Владимировна! Ваш блог не только для работы, но и для души. Спасибо за минуты размышлений и наслаждений!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо за добрые слова. Они для меня, начинающего блогера, значат очень много.
Удалить