18.10.2012

Интегрированные уроки

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире во всём его единстве и многообразии, формируют умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. В частности, интеграция истории и литературы показывает единство процессов, происходящих в обществе, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость этих наук. 
Потребность в такой интеграции объясняется целым рядом причин.
Во-первых, предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных исторических событий, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интеграция истории и литературы является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. В-третьих, такая интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению исторического события с нескольких сторон.
А это не только углубляет представления о школьных предметах, которые при традиционном подходе к обучению не перекликаются между собой, но и расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность.
Интеграция смежных предметов, таких как русский язык и литература, способствует более глубокому проникновению в ткань текста, пониманию замысла писателя, формированию навыков лингвистического и литературоведческого анализа. Такой интегративный подход помогает осознать единство языка и литературы.

Система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы, живописи и музыки) позволяет решить целый ряд актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, помогает ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству. Это огромное пространство для проведения параллелей, изучения взаимосвязей. Интеграция различных видов искусства на уроках литературы развивает духовный мир ребёнка, его воображение, фантазию. Интегрированное изучение гуманитарных дисциплин построено на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию учащихся. Такие уроки приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают понять взаимосвязь всех видов искусства.Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Использование возможностей мультимедийного оборудования, активных методов обучения даёт возможность успешно решить учебные и творческие задачи, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках литературы, повысить качество образования, позволяет сделать уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися и вызывающими интерес к предмету.

3 комментария:

  1. Летом в Блоге Ассоциации проходил экскурс в особенности организации современных школ Англии, организованный Татьяной Адольфовной Ваховской. Статья вызвала огромный интерес у учителей города Краснодара. В статье говорилось и об интегрированных уроках (в нашем понимании) как об одном из способов более глубокого погружения в тему урока.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Наталья Александровна, те сообщения в блоге Ассоциации как маленькие жемчужины... Вот бы и мы так могли...
    «Идеальная школа по-английски... Сравним?»
    «Идеальная школа: завершение сюжета?»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Прежде чем ответить Вам, внимательно ознакомилась со статьями Татьяны Адольфовны Ваховской, ссылки на которые любезно предоставила Лилия Павловна Казанцева. Информация об интегрированных уроках заинтересовала меня. Хочу поделиться своими размышлениями.
      Идея проведения уроков несколькими учителями далеко не новая и в нашей (российской) школе. Как раз интегрированные уроки и реализуют эту идею. Как показывает опыт(а мне довелось проводить несколько таких уроков), ученикам такая форма нравится, но это требует очень большой работы и серьёзной подготовки со стороны учителей. Хотелось бы почаще проводить подобные уроки, да вот только времени не всегда хватает.
      P.S. Уважаемая Лилия Павловна! Спасибо за предоставленные ссылки. Они помогли мне быстро сориентироваться в море информации, размещённой на страницах блога "Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара".

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...