Выразительные средства лексики и фразеологии
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, образ).
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония, сарказм.
Эпитет - образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.К эпитетам относятся все красочные определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)
Использование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста:
Каким путём нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В.Я. Брюсов)
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности)
"Караул! Грабят!"- кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В.М. Шукшин)
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, образ).
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония, сарказм.
Эпитет - образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.К эпитетам относятся все красочные определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
Эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание), индивидуально-авторские (немой покой (И.А. Бунин), умильная прелесть (С.А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, добрый молодец).
Роль эпитетов в тексте
Эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов, на выделение их наиболее существенных признаков. Они передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, создают настроение, дают характеристику лирическому герою. ("...Дурно пахнут мёртвые слова" (Н.С. Гумилёв); "...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землёю" (Ф.И. Тютчев))
Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
Способы выражения сравнения:
- формой творительного падежа существительных:
Соловьём залётным
Юность пролетела...(А.В. Кольцов)
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов темнее. (А. Ахматова)
-сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель... (М.Ю. Лермонтов)
- при помощи слов подобный, похожий:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А.Ахматова)
- при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Роль сравнений в тексте.
Сравнения используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объёму, назначению, ощущениям и т.п.: водопад звёзд, лавина писем, стена огня, бездна горя и др.
Роль метафор в тексте
Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передаёт неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций.
Олицетворение – это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеетНа мороз дохнуть. (А.А. Фет)
Роль олицетворений в тексте
Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.
Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
- между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел (И.А. Крылов)
-между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита (А.С. Пушкин)
- между действием и орудием действия:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам (А.С. Пушкин)
- между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
…не то на серебре, - на золоте едал (А.С. Грибоедов)
- между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги… (Ю.К. Олеша)
Роль метонимии в тексте
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придаёт изображаемому предметную наглядность.
Синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит:
- с меньшего на большее:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт…(А.С. Пушкин)
- с части на целое:
Борода, что ты всё молчишь?
Роль синекдохи в тексте
Синекдоха усиливает выразительность и экспрессию речи.
Перифраз, или перифраза – (в пер. с греч. – описательное выражение)- это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Петербург – Петра творенье, град Петров (А.С. Пушкин)
Роль перифраз в тексте
Перифразы позволяют:
- выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
- избежать неоправданной тавтологии;
- ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы (особенно развёрнутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:
О град державный,
Твердыня северных морей,
Венец отчизны православный,
Жилище пышное царей,
Петра державное творенье! (П. Ершов)
Гипербола - (в пер. с греч. – преувеличение) это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н.В. Гоголь)
Литота - (в пер. с греч. – малость, умеренность) – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть право менее булавочной головки. (И.А. Крылов)
Роль гиперболы и литоты в тексте Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.
Ирония - (в пер. с греч. – притворство) – это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Комментарий. В этом обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл.
Разновидностью иронии и её высшим проявлением является сарказм – злая ирония, язвительная насмешка.
Роль иронии в тексте
Ирония используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т.е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений. (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями.
Роль фразеологизмов в текстеИспользование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста:
Каким путём нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В.Я. Брюсов)
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности)
"Караул! Грабят!"- кричала во всю Ивановскую Клавдия. (В.М. Шукшин)
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки:
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)
Самая сложная тема по литературному чтению в начальной школе - это выразительные средства в лексике. Иногда и нам, учителям, полезно вспомнить их еще раз.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Александровна! Эта тема сложна не только в начальной школе, но и на других ступенях обучения. И то, что вы, работая с малышами, обращаетесь к этой теме, достойно восхищения и уважения. Ведь только так, соблюдая преемственность, можно достичь высоких результатов в обучении.
УдалитьЗдравствуйте, Галина Владимировна! Скажите, а сделаете ли Вы продолжение этой рубрики? Ведь задание В8 в ЕГЭ всегда вызывает трудность учеников... Я буду ждать материала по остальным средствам выразительности, потом с ребятами поделюсь)) Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Витальевна! Эта страница находится в стадии разработки, и продолжение рубрики будет обязательно. А пока приношу извинения за недоработанный материал. Я ещё только начинающий блогер, и поэтому не всегда всё получается так, как хотелось бы. Работая с блогом, я ещё и многому учусь.
УдалитьПоявился в продаже новый "Школьный словарь литературоведческих терминов"(авторы Л.В. Чернец, В.Б. Скиба,В.Б. Скиба). Он содержит новые интересные версии решения использования тропов и фигур, ново интерпретирует вопросы стилистики и стиховедения. Рекомендую!
ОтветитьУдалитьС уважением, Самойлова Е.М.
Здравствуйте, Елена Михайловна! Большое Вам спасибо за столь ценную и полезную информацию! Постараюсь обязательно приобрести этот словарь. Он займёт достойное место в моей библиотеке.
УдалитьДорогая Галина Владимровна! Жду с нетерпением продолжения рубрики "В мире терминов". Обязательно познакомлю с Вашим блогом моих учеников: необходимый и важный материал для повторения. Рада, когда захожу на Ваш блог, спасибо за позитивную. интересную и в то же время полезную информацию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Вера Павловна! Работа над продолжением рубрики сейчас ведётся, так что скоро у Вас появится возможность ознакомить с этой страницей Ваших учеников. Спасибо Вам, Вера Павловна, что держите меня в тонусе.
УдалитьЗдравствуйте, Галина Витальевна! Я очень рада, что зашла на вашу страницу. Я обновила свои знания в области литературы. Обязательно покажу ваш блог своей подруге!Я в восторге! Очень познавательный блог. Творческих успехов вам!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Диана Валерьевна! Рада, что материал Вам понравился. Мне будет приятно увидеть Вас снова среди читателей моего блога.
Удалить