Анонс!
Представляю Вашему вниманию новую страницу. Здесь вы найдёте материал, который поможет вам научиться логически, доказательно писать сочинения, используя не шпаргалку, а полученные на уроках литературы навыки и знания.
Эта страница для тех, кто хочет научиться писать сочинения, или для тех, кто хочет научить этому своих учеников.
Вступительная и заключительная части сочинения.
Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы.
В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления:
• историческое (эпоха);
• аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
• биографическое (факты из биографии писателя);
• сравнительное (о литературных традициях);
• живописное (с описанием картины);
• лирическое (личное восприятие темы);
• обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .
Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
• желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
• это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
• оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
• удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."
• историческое (эпоха);
• аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
• биографическое (факты из биографии писателя);
• сравнительное (о литературных традициях);
• живописное (с описанием картины);
• лирическое (личное восприятие темы);
• обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .
Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
• желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
• это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
• оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
• удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."
Примерный план
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определённого социального типа
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешность.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:
А) характер деятельности и основные жизненные устремления;
Б) влияние на окружающих.
4. Область чувств:
А) отношения к окружающим;
Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
Анализ эпизода художественного произведения
Примерный план
Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Примерный план
Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
Средства создания комического
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
Средства создания комического
Художественные приёмы, используемые автором для раскрытия характеров:
1. Двуплановость.
1. Двуплановость.
2. Гиперболизация.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.
Я очень благодарна Вам за данную статью.При работе над сочинением у меня всегда вызывало затруднение написание вступления.Но при помощи краткой схемы(виды вступления) писать сочинения стало гораздо легче.Еще раз спасибо.
ОтветитьУдалитьЧеснова Людмила Дмитриевна 28 ноября 2012
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Владимировна! Ваши рекомендации к написанию сочинения заинтересовали меня, и к своим наработкам я с удовольствием прибавлю Ваши находки. С удовлетворением отметила, что Вы, как и я, немало внимания уделяете концовке сочинения, что, на мой взгляд, позволяет творческой работе приобрести цельность и логическую законченность. Удачных Вам новых находок!
Здравствуйте, Людмила Дмитриевна! Мне приятно, что этот материал заинтересовал Вас. Ваше мнение для меня значит очень многое.
УдалитьЗдравствуйте, Валерия Керимова! Работа над сочинением - это всегда большой труд. Рада, что данный материал оказался вам полезен.
ОтветитьУдалитьГалина Владимировна, "С сочинением на ты"-очень интересная рубрика, эта информация будет нам полезна не только при сдаче экзаменов, но и на олимпиадах.Все самое необходимое в одном месте и в доступной форме. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Катюша Гайсенюк! Очень приятно, что вы отметили столь широкое применение этого материала. Эта информация будет вам также полезна и при подготовке устных ответов по литературе.
УдалитьВ написании сочинения у меня всегда возникала проблема связать вступление и основную часть. Этот краткий план помог мне. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена! Переход от одной части к другой должен быть плавным, тогда ваше сочинение будет логичным, последовательным. Рада, что этот материал помог вам справиться с трудностями.
УдалитьЭто очень полезная статья! У меня были некоторые трудности с написанием сочинений, но теперь-то я точно знаю, что пользуясь Вашими советами у меня получится сдать экзамен по литературе на высокий балл. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна! Мне очень приятно, что данные материалы помогли вам справиться с трудностями. Просматривайте почаще страницы блога, и вы найдете много полезного для себя.
УдалитьМатериал полезный не только для учителей, но и для учеников. А их, я уверенна, немало среди посетителей этой страницы. В целом рубрика очень нужная. Спасибо, Галина Владимировна, за оперативную подачу нужной информации.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Михайловна! Спасибо, что находите время просматривать материалы, размещённые на страницах блога. С огромным удовольствием читаю Ваши комментарии, ценю Ваше мнение.
ОтветитьУдалить