Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва – 12 июня 1997, Париж) – поэт, прозаик, автор и исполнитель песен. Помимо ряда поэтических сборников ему принадлежит повесть о войне «Будь здоров, школяр!», исторические повести и романы («Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» и др.). Нравственная философия Б. Окуджавы имеет своим центром идею человечности, добра, милосердия, великодушия; идею уникальности каждого человека, заслуживающего понимания, уважения и любви. Воплощая в своей лирике высокие идеалы, он сумел обойтись без громких фраз и социального пафоса. Он нашёл свою «ноту» и свою поэтику. Иносказательность, самобытная метафоричность, образы-символы, яркая цветопись, элементы архаики, характерные для стиля Б. Окуджавы, придают особую философичность и притчевость его произведениям.
А знаете ли Вы, что…
… Булат родился 9 мая, в день, который спустя 21 год после его рождения станет Днём Победы в Великой Отечественной войне.
…отец Б. Окуджавы, видный партийный работник, в 1937 году был репрессирован и расстрелян, мать – сослана в один из карагандинских лагерей, где провела 19 лет.
…с войной поэт связан судьбой и творчеством. В 1942 году восемнадцатилетний Б. Окуджава добровольцем ушёл на фронт. Был миномётчиком, радистом тяжёлой артиллерии. На фронте была написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось…» (1943). Из войны поэт вынес понимание хрупкости и ценности человеческой жизни, что во многом определило основы его этической позиции.
…после войны Б. Окуджава окончил филологический факультет Тбилисского университета (1950), работал учителем в Калужской области. Среди его учеников была Тамара Сёмина, «Катюша Маслова» советского кино, ведущая актриса 1960–80-х годов.
…печататься Б. Окуджава начал с 1953 года. Первая книга «Лирика» вышла в 1956 году в Калуге. Там же в 1961 году К. Паустовский издал альманах «Тарусские страницы», где опубликовал первую прозу Булата – повесть «Будь здоров, школяр!». Судьба издания оказалась трагической: его изъяли из библиотек, а повесть Окуджавы, как и другие произведения альманаха, подверглась остракизму критики.
…визитной карточкой творчества москвича Б. Окуджавы стали его стихи-песни, посвящённые Арбату: Арбатский дворик», «Песенка об Арбате», «Арбатский романс», «Чаепитие на Арбате», «Надпись на камне», «Арбатское вдохновение»… Поэт рассказал в своих стихах не об огромном мегаполисе, не о парадной жизни столицы Советского Союза, а о тех местах, с которыми была связана его собственная судьба и судьбы многих простых, рядовых и близких ему людей. В обращении к Арбату – ощутимое постоянство Окуджавы, единство его поэтического вдохновения на разных этапах творчества. Арбат для него – это место детства, взросления, познания жизни, усвоения многих её уроков… – его «отечество».
…тема искусства, творца и творчества – традиционная для русской поэзии – находит своё оригинальное воплощение в лирике Б. Окуджавы. В его художественном мире поэзия, живопись, музыка существуют в органическом единстве. В стихотворении «Живописцы» Окуджава сформулировал свои эстетические принципы, ответил на ряд вопросов, связанных с природой творчества. Источники поэзии – это «земное» и «небесное», повседневное и вечное, «суета дворов арбатских и заря». В призыве «нарисуйте и прилежно и с любовью» поэт раскрыл пафос творчества.
…постигая суть творчества, Окуджава обращается к великим и вечным именам, среди которых особо выделяются Моцарт и Пушкин. Что ценит поэт в Моцарте? Прежде всего характер творца. Моцарт творит исходя не из логики, а из вольного порыва духа; творчество для него – сама жизнь, естественная и разнообразная. Жизнь и искусство составляют для него единое и нераздельное целое. В известной «Песенке о Моцарте» Б. Окуджава показал характер художника:
Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт отечества не выбирает –
просто играет всю жизнь напролёт.
Это «просто» означает непринуждённость, естественность творчества, бескорыстность, отсутствие какой-либо позы и невозможность заниматься чем-то другим. Поэт переиначивает известное выражение «ночь напролёт» в «жизнь напролёт», подчёркивая высочайшую степень вдохновенности, одержимости в творчестве, которому посвящена вся жизнь. Лирический герой стихотворения знает, как трагично порой складывается судьба художника в мире, где «то гульба, то пальба», и как бы заговаривает, заклинает его выстоять, всё преодолеть, остаться верным призванию. Это выражается в повторах: «Не оставляйте стараний, маэстро…», «Не расставайтесь с надеждой, маэстро…», «Не обращайте вниманья, маэстро…», – которые можно прочитать также и как обращение к живому и творческому началу в каждом человеке. Повторяющаяся портретная деталь – ладонь у лба – делает причастным к этому сюжету всех, кто способен самостоятельно мыслить.
…ещё одна знаковая фигура в поэзии Б. Окуджавы – А.С. Пушкин. Ему посвящён ряд отдельных стихотворений («Александр Сергеич», «Счастливчик Пушкин», «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…», «Сталин Пушкина листал…» и др.), а во многих других он присутствует опосредованно, через аллюзии и реминисценции к его произведениям. А.С. Пушкин был для Б. Окуджавы не просто любимым поэтом, но неотъемлемой частью его жизни.
…тема дружбы, дружеского «союза» в поэзии Б. Окуджавы также часто звучит «по-пушкински». В «Старинной студенческой песне» строки «Поднявший меч на наш союз…» и рефрен «Возьмёмся за руки, друзья…» вызывают ассоциации со стихами А.С. Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз! / Он как душа неразделим и вечен…»
Напрашивается и другая параллель, связанная с повторяющимися у поэтов мотивами «острога», «каторги», несвободы и преодоления ее с помощью друзей, «братьев» по духу. У А.С. Пушкина этот мотив – ведущий в стихотворении «В Сибирь», у Б. Окуджавы его отголоски слышатся в строках:
Пока безумный наш султан
сулит дорогу нам к острогу,
возьмёмся за руки, друзья,
возьмёмся за руки, ей-богу.
Из широкого диапазона возможных дружеских пристрастий эти поэты, принадлежащие разным эпохам, равно отстаивают высокую степень требовательной, бесстрашной и порою жертвенной дружбы, что, впрочем, не исключает у них любви к веселью и «дружеской пирушке».
…любовная лирика Б. Окуджавы включает множество текстов, среди которых особенно известны «Ваше Величество женщина», «Три сестры», «Не бродяги, не пропойцы…», «Ситцевые женщины», «Эта женщина! Увижу и немею...» и др. В годы, когда в стране господствовали лозунги «Слава партии!», «Слава труду!» и т.п., поэт пропел «славу» женщине:
Не бродяги, не пропойцы
за столом семи морей
вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!
Однако женщина в лирике Б. Окуджавы – не мистическая, она «на нашей улице живёт», она из повседневности: «пальтишко было лёгкое на ней», у неё «обветренные руки и старенькие туфельки». Но она же и прекрасна в своей повседневности и эту повседневность преображает.
…в большей степени поэт города, Б. Окуджава создал свой, особый образ природы, который прежде всего отличают романтическая условность и красочность. Причудливые и яркие образы («синий буйвол», «форель золотая») соседствуют с простыми, будничными, как, например, кузнечик и сверчок. Эти образы в лирике Б. Окуджавы представляют единство разных сфер бытия, мира домашнего, ограниченного, и природного, распахнутого во все стороны:
Я их встречал, голубых и зелёных.
Печка и луг им служили жильём.
Печка и Луг – разделённый на части
счастья житейского замкнутый круг.
Однако самое главное заключается в том, что в них поэт увидел и опоэтизировал творческое начало: сверчки у него играют на скрипках, а кузнечики причастны стихотворству:
Два кузнечика зелёных в траве, насупившись, сидят.
Над ними синие туманы во все стороны летят.
Под ними красные цветочки и золотые лопухи…
Два кузнечика зелёных пишут белые стихи.
В посвящённом другу и поэту-барду Ю. Киму стихотворении «Ну чем тебе потрафить, мой кузнечик?..» Окуджава говорит о родстве и братстве поэта и кузнечика, о едином творческом порыве:
Какой струны касаешься прекрасной,
что тотчас за тобой вступает хор
таинственный, возвышенный и страстный
твоих зелёных братьев и сестёр?
В такой оригинальной поэтической форме выражена высшая для поэта мысль о родственной близости человека и природы, природы и искусства.
…среди пейзажей в лирике Б. Окуджавы особо выделяются осенние, что объясняется особенностями мироощущения и самоощущения поэта:
Мне осенью целебней жить,
возвышенней, как в старой драме,
когда внезапно между нами
давно оборванная нить
соединяется узлами,
чтоб прошлое восстановить.
Осень символизирует что-то глубинное, благородное (как «старая драма»), мудрое; осень воссоединяет прошлое и настоящее, открывает дорогу в будущее. Такое отношение к осени вновь побуждает вспомнить любимого Окуджавой Пушкина и его осень с «прощальною красой», с её умирающей и умиротворяющей прелестью. Внетекстовые переклички приводят к мысли о прочной связи времён и поколений, о бесконечности потока жизни, о «соединении узлов».
…в ноябре 1999 года прошла Первая Международная конференция, посвящённая творчеству Б. Окуджавы. Вторая конференция состоялась в 2001 году, третья – в 2005. В 2008 году была проведена Первая научно-практическая конференция молодых учёных. Проходят эти научные мероприятия в Переделкино, в Доме творчества писателей и в Музее Булата Окуджавы. А в тёплые сезоны во дворе дачи поэта проходят «Булатовские субботы», где выступают друзья Б. Окуджавы, барды, известные писатели, литературоведы.
…8 мая 2002 года в Москве, на углу Арбата и Плотникова переулка был открыт памятник Булату Окуджаве. Создатели монумента поставили перед собой цель воссоздать «кусочек арбатского двора». Композиция включает в себя две бронзовые полуарки, образующие подворотню, две скамейки, фигуру поэта высотой примерно 2,5 метра, бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево.
Это – Окуджава:
<…>
А лесу платья старые тесны.
Лесник качается на качкой кочке
и всё старается не прозевать весны
и первенца принять у первой почки.
Он наклоняется — помочь готов,
он вслушивается, лесник тревожный,
как надрывается среди стволов
какой-то стебелёк неосторожный.
<…>
Всё снова выстроить — нелёгкий срок,
как зиму выстоять, хоть и знакома...
И почве выстрелить свой стебелёк,
как рамы выставить хозяйке дома...
...Лес не кончается. И под его рукой
лесник качается, как лист послушный...
Зачем отчаиваться, мой дорогой?
Март намечается великодушный!
(Март великодушный, 1963)
Пускай моя любовь как мир стара, –
лишь ей одной служил и доверялся
я – дворянин с арбатского двора,
самим двором введённый во дворянство.
За праведность и преданность двору
пожалован я кровью голубою.
Когда его не станет – я умру,
пока он есть – я властен над судьбою.
<…>
Не плачь, Мария, радуйся, живи,
по-прежнему встречай гостей у входа…
Арбатство, растворённое в крови,
неистребимо, как сама природа.
<…>
(Надпись на камне, 1982)
Здравствуйте, Галина Владимировна, и снова Вы разбередили мою душу. Обожаю Окуджаву. Когда - то давно я начинала обучение на гитаре с его песен. Знаю много его произведений. Песню "Не бродяги, не пропойцы" исполняла даже со сцены концертного зала в Пулково (это Питер). Его философская песенка "Девочка плачет" впилась в меня и впелась.
ОтветитьУдалитьДевочка плачет, шарик улетел,
Её утешают, а шарик летит.
Девушка плачет, жениха всё нет,
Её утешают, а шарик летит.
Женщина плачет, муж ушел к другой,
Её утешают, а шарик летит.
Плачет старуха, мало пожила,
А шарик вернулся, а он голубой.
Приветствую Вас, Татьяна! Мне тоже нравится творчество Булата Окуджавы. Замечательно, что изучение его стихотворений включено в программу по литературе в 11-ом классе, а это уникальная возможность открыть мир его поэзии молодому поколению.
Удалить